[Главная] [Содержание] [Информация]
Геологическая экскурсия по Военно-Грузинской дорогеДОРОГА ЧЕРЕЗ ДАРЬЯЛ |
||
На 49-м километре Военно-Грузинской дороги находится селение Нижний Ларс. При Входе в него путешественник сразу обращает внимание на то, что стены и крыши домов выложены из добываемых здесь же черных кровельных сланцев. Над дорогой на высоком утесе видны развалины башни. Это все, что осталось от некогда сильного Джераховского укрепления — родового замка, принадлежащего до 1804 г осетинским феодалам Дударовым. Они взимали пошлину с проезжающих, а иногда по своему произволу прекращали движение по Военно-Грузинской дороге. В 1804 г. по настоянию русского правительства переселились в Орджоникидзе. В обнажениях дороги сланцы становятся более темными, они пронизаны многочисленными жилами молочно-белого кварца, сильнее виден шелковистый блеск на их сколах. Поверхность пород покрыта пятнами бурых налетов гидроксидов железа. В сланцах видны следы эффузивной деятельности казбекской группы вулканов: их прорезают жилы, магматических пород — диабазов. Ориентированы они вертикально или наклонно по отношению к вмещающим сланцам и ограничены более или менее параллельными плоскостями. Толщина жил меняется от 0,5 до 6 м, они часто образуют раздувы и пережимы. Внешне диабазы — темно-зеленые плотные породы, при ударе звенят и, раскалываясь, образуют остроугольные обломки. В 4 км от селения Нижний Ларе, где долина Терека резко сужается, находится селение Верхний Ларе. По пути к Верхнему Ларсу в русле Терека лежит громадный валун серого гранита, который называется Ермоловским камнем. Длина его 28 м, высота 14 м, масса 1,5 тыс. тонн (рис. 24). Назван камень в честь генерала А.П. Ермолова, который был главнокомандующим на Кавказе с 1816 по 1827 годы. По преданию, на этом камне в 1821 г. А.П. Ермолов подписал договор с дагестанским ханом. В годы Великой Отечественной войны этот камень стал крепостью для защитников Кавказа — в нижней части его видны амбразуры дотов. Как попал такой огромный камень в долину Терека? Академик Г.В. Абих (1806-1886 годы), известный исследователь Кавказа, впервые описал камень как крупнейший в Европе ледниковый валун и предположил, что он принесен Девдоракским ледником с северо-восточных склонов Казбека в четвертичное время. Рис. 24. Ледниковый валун «Ермоловский камень» в русле реки Терек Двигаясь по пойме Терека, можно дойти до Ермоловского камня и по лесенке подняться наверх, где находится смотровая площадка. Возвратившись на дорогу, удобное место для отдыха следует искать вблизи устья впадающей в Терек речки Белой. Это типичная горная река с чистой вкусной прохладной водой, которая пенится на крутых перекатах. Отдохнув, можно двигаться дальше. Селение Верхний Ларс находится на 53-м километре Военно-Грузинской дороги. В него входит несколько одноэтажных домов вдоль дороги, кафе «Горный воздух». При выезде из селения шлагбаум фиксирует административную границу между Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР. Здесь же находится здание Дарьяльской ГЭС, которая входит в единое энергетическое кольцо Кавказа (рис. 25). Рис. 25. Военно-Грузинская дорога у Дарьяльской ГЭС От селения Верхний Ларе начинается знаменитое Дарьяльское ущелье (Тагаурская теснина) — одно из самых красивых ущелий Терека. В придорожных обнажениях видны темные до черных кварциты нижней юры, рассеченные жилами белого кварца и темно-зеленых диабазов. На 54-м километре дороги кварциты сменяются серыми гранитами, названными по их местоположению у входа в ущелье — дарьяльскими. Возраст гранитов более древний, чем контактирующих с ними кварцитов. Выходы дарьяльских гранитов тянутся вдоль дороги на расстоянии 1,5 км, но не образуют монолита, а рассечены жилами диабазов на отдельные блоки. Цвет пород серый, в свежем сколе хорошо видны крупные кристаллы слагающих их минералов — кварца, полевых шпатов роговой обманки, слюд. Граниты — это древнейшие кристаллические породы Большого Кавказа, выходящие на поверхность в районе Военно-Грузинской дороги. Они образовались много миллионов лет назад — в палеозойскую эру. Во время формирования Кавказа как горной системы (кайнозойская эра) твердые граниты были приподняты и разбиты густой сетью трещин. По этим трещинам из недр земли поднимались магма и горячие воды, содержащие кремнезем. При остывании они образовали систему диабазовых и кварцевых жил, пронизывающих все тело гранитов. Толщина их различна — от нескольких сантиметров до 15 м. По подсчетам геологов, на долю диабазовых жил приходится до 20 % площади в обнажениях гранитов в Дарьяльском ущелье. Военно-Грузинская дорога по мосту пересекает Терек и ныряет в тоннель. С левой стороны сбоку от тоннеля со времен Великой Отечественной войны сохранился дот. Рядом с ним по левому берегу Терека идет новая дорога. Сооружение ее связано со строительством газопровода. Сохранились старое полотно дороги и узкий чугунный мост (Чертов мост), построенный в 20-х годах XIX в. По старому полотну путешественники продолжают путь, поражаясь суровой и величественной красоте этих мест. Проходим 500 м — и снова тоннель, построенный сравнительно недавно. Долина Терека здесь превращается в глубокий каньон шириной не более 100 м с почти отвесными стенами, сложенными кварцитами и диабазами. Высота склонов долины достигает 1000 м, вершины их иногда скрываются за облаками. Уклон дна русла настолько крут (8 м на 1 км), что вода мчится с большой скоростью, передвигая не только мелкие обломки, но и глыбы пород. Перекатываясь по дну, ударяясь о берега, сталкиваясь друг с другом, они создают такой шум и грохот, что заглушают человеческий голос. Вода в реке кипит и пенится как в котле. Формирование Дарьяльского ущелья — это событие сравнительно небольшого отрезка геологического времени. Углубление его продолжается и сейчас, поэтому те постройки, которые находились несколько веков назад у уреза воды, сейчас высоко подняты над руслом. Кругом, насколько видит глаз, стоят скалы, склоны которых покрыты осыпями («каменными реками») высотой 100-150 м и шириной у основания до 300 м. Они сложены обломками гранитов, диабазов, кварцитов размером до 3-4 м в поперечнике. Осыпи связаны с современными геологическими процессами — выветриванием и формированием элювия, а также сползанием пород по крутым склонам под действием силы тяжести — образованием коллювия. Дикая красота Дарьяльского ущелья поражает воображение путешественника, она была источником вдохновения для многих поэтов, писателей и художников. А.С. Пушкин во время путешествия по Военно-Грузинской дороге в 1829 г. прошел Дарьяльское ущелье пешком и в повести «Путешествие в Арзрум» так описал свой путь, рассказав не только о своих впечатлениях при путешествии через Дарьяльское ущелье, но и об истории его названия и строений в нем: «Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко… что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба как лента синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же и ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге, в виде плотины, навалены каменья. Недалеко от поста мостик (Чертов мост. — Прим. автора) смело переброшен через реку. На нем стоишь как на мельнице. Мостик весь так и трясется, а Терек шумит, как колеса, движущие жернов. Против Дариала на крутой скале видны развалины крепости. Предание гласит, что в ней скрывалась какая-то царица Дария, давшая имя свое ущелию: сказка. Дариал на древнем персидском языке значит ворота. По свидетельству Плиния, Кавказские врата . . . находились здесь. Ущелие замкнуто было настоящими воротами, деревянными, окованными железом. Под ними, пишет Плиний, течет река Дириодорис. Тут была воздвигнута и крепость для удержания набегов диких племен…». Сразу за вторым тоннелем, на 56-м километре, между дорогой и руслом Терека открывается довольно большая площадка, на которой сохранились развалины Дарьяльского укрепления, построенного русскими войсками в начале XIX в. (рис. 26). Рядом с укреплением в 1984 г. в честь 200-летия подписания Георгиевского трактата поставлен памятник (рис. 27). Здесь же находится кафе. Рис. 26. Дарьяльское укрепление XIX в. Рис. 27. Памятник в Дарьяльском ущелье в честь 200-летия Георгиевского трактата На левом берегу реки, напротив Дарьяльского укрепления, видны остатки старинной крепости. Хорошо сохранилась башня, обращенная фасадом к ущелью. Об этой крепости пишет М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тамара» (1841 г.) : В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале. В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон коварна и зла. Благодаря стихотворению крепость с середины XIX в. стали называть «Замок Тамары». Героиню стихотворения часто неправильно отождествляли со знаменитой царицей Грузии Тамарой (1184-1213 годы). В исторической литературе нет упоминания о замке Тамары. При создании стихотворения М.Ю. Лермонтов использовал легенду о ссыльной имеретинской красавице-царевне, жившей в Дарьяльской крепости в XVII в. Постройка крепости относится, по свидетельству Страбона, к I в. до нашей эры. Упоминание о крепости Кумания — форпосте Грузинского царства на востоке можно найти в хрониках римского писателя Плиния (I в. нашей эры). Крепость имела оборонное значение. В дальнейшем грузинские цари заботились об ее укреплении. Благодаря крепости в случае необходимости можно было закрыть дорогу в Грузию В V в. крепость вновь соорудил в ущелье царь Вахтанг Горгасал. Ему приходилось вести непрерывные оборонительные бои с аланами. В XII в крепость была укреплена царем Давидом Строителем. Крепость была построена на высокой скале, имеющей форму усеченного конуса с плоской вершиной, занимала площадь около гектара и была обнесена двойной каменной стеной с амбразурами и бойницами. С севера и востока, откуда ожидалась самая большая опасность, стена была неприступной из-за крутизны скалы. С запада путь к крепости шел по перешейку, соединяющему скалу с соседней горой, а с востока — через русло Терека. В настоящее время остались только развалины западной стены и следы кладки других стен. Над уцелевшей стеной высятся три сторожевые башни. Вход в крепость, по-видимому, был с юга. Во дворе крепости сохранились фундаменты хозяйственных построек. В южной стене была проложена сводчатая галерея, по которой проходил подземный ход к Тереку. К галерее примыкал тоннель, по нему доставлялась вода из реки. Толщина его стен доходила до 2 м. Западнее крепости, на высоком отвесном утесе, стоит еще одна сторожевая башня. Отсюда открывается прекрасный вид на ущелье и окружающие его горы. За крепостью, высоко над урезом воды видна полузасыпанная осыпями старая дорога. Она ведет к крепости. Несколько веков назад дорога, как и крепость, была ближе к урезу воды. И еще одна достопримечательность уже нашего времени, увековеченная И. Ильфом и Е. Петровым в романе «Двенадцать стульев», находится в Дарьяльском ущелье. Речь идет о скале, на которой спасался отец Федор от преследовавшего его Остапа Бендера. Скала находится здесь же, на 56-м километре, напротив кафе. На ней есть соответствующая надпись, и, глядя на почти отвесные стены, нельзя вместе с авторами романа не удивляться тому, «... чем живет и как туда попал живой человек», просидевший там в одиночестве долгих десять дней и ставший одним из объектов, демонстрировавшихся экскурсоводами наряду с Замком царицы Тамары. За Дарьяльским укреплением дорога пересекает правый приток Терека - реку Кистинку. Порожистая, «молочная» от пены река Кистинка, или Белая, берет начало у ледника Кибиш на горе Куро (Боковой хребет). Через реку переброшен мост, по которому идет дорога. Воды Кистинки приводят в движение турбины небольшой Казбекской ГЭС, расположенной около устья этой реки, у самой дороги. Электроэнергия используется горными селениями. До установления Советской власти сакли горцев освещались и отапливались кострами. Одна из таких саклей описана М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» (1839 г.): «Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользские, мокрые ступени вели к двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). Я не знал, куда деваться… К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля . . . была полна народа. Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно из отверстия на крыше, расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться». Двигаемся дальше по ущелью. На противоположном склоне долины Терека до реки Кабахи прослеживаются две надпойменные террасы, образование которых связано с оледенениями Кавказа в четвертичное время. Высота нижней террасы 2-5 м, верхней 20 м. В 1 км от Кистинки на левом берегу Терека открывается ущелье реки Кабахи, в верховьях которой лежит один из самых мощных ледников Казбека – Девдоракский. В хорошую погоду из ущелья Кабахи видна белая шапка Казбека. В прошлом столетии с Девдоракским ледником были связаны катастрофические разрушения. Причиной их являлось положение ледника — конец его висел на крутом северо-восточном склоне Казбека; при сползании лед дробился на огромные глыбы, и они скатывались по Кабахскому ущелью в Дарьял. Особенно разрушительным был обвал в августе 1832 г Огромная масса льда, снега и камней завалила Дарьяльское ущелье на протяжении 3 км, образовав гигантскую плотину высотой до 100 м и перегородив Терек. Образовалось озеро, разлившееся за плотиной на 2 км. Только через 8 часов напиравшая вода нашла проход под снегом и прорвала протину. Масса воды, снега и льда понеслась по ущелью, разрушила дорогу на протяжении 15 км и уничтожила все селения, расположенные на высоте 70 м над рекой. Дорога была восстановлена лишь через два года. Остатки льда таяли еще в течение двух лет. Все это время сообщение велось по узкой тропе, проложенной частью по скалам, частью по залежам снега. Остатки этой тропы сохранились над дорогой на правом склоне Дарьяльского ущелья. Один из таких обвалов описал А.С. Пушкин во время путешествия в 1829 г.: Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могущий вал Остановил. Вдруг, истощась и присмирев, О Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев Прошиб снега ... Ты затопил, освирепев, Свои брега. И долго прорванный обвал Неталой грудою лежал ... Еще более значительный обвал произошел в июне 1876 г., когда льды и камни перегородили Терек на более длительное время. В XX в. обвалы Девдоракского ледника прекратились, что объясняется некоторым отступлением ледника по сравнению с прежним уровнем. В настоящее время сохранилась троговая долина ледника, по которой течет река Казбек. В устье реки находится конечная морена ледника, образующая уступ высотой 75 м, она хорошо видна на 59-м километре дороги. Моренные отложения состоят из остроугольных и неокатанных глыб до 2 м в поперечнике, щебня, песка и перемежаются с более окатанными обломками, сглаженная форма которых связана с деятельностью водных потоков. Обломки представлены разнообразными породами — гранитами, диабазами, кварцитами, сланцами и т.д. Разрушения последних лет на Военно-Грузинской дороге связаны в основном с ливневыми дождями, которые являются причиной оползней и селей. Наиболее часто сели образуются в долине Кистинки, где скапливается много обломков пород. Один из разрушительных селей прошел по Дарьялу в августе 1953 г. Всю неделю до этого шли непрерывные дожди, которые смыли со склонов ущелья большое количество грязи и обломков пород, подпрудивших во многих местах русло реки. В Дарьяльском ущелье вода Терека поднялась на несколько метров и с большой скоростью понеслась вниз по долине, перекатывая огромные валуны и разрушая все на своем пути. На протяжении 8 км, от Гвелетского моста до Верхнего Ларса, дорога была полностью размыта. Мост через Терек у здания Дарьяльской ГЭС удерживался на месте только на левом берегу реки. Связь между Орджоникидзе и Тбилиси была восстановлена только через несколько дней. Случались обвалы и сели позже. На правом берегу Терека близ устья Кистинки сохранился большой конус выноса обломочных отложений, образованный селем в 1966 г. Поток грязи и обломков засыпал дорогу и разрушил здание кафе. На этом участке Военно-Грузинской дороги есть интересный геологический объект. Это кварциты нижней юры, образующие тектонический клин, зажатый между двумя гранитными массивами — Дарьяльским и Гвелетским. Последний находится несколько южнее, на 60-м километре. Боковое давление двух гранитных массивов приводит к развитию в кварцитах трещиноватости. В трещинах встречаются молочно-белый кварц, иногда кристаллики горного хрусталя и пирита. По трещинам кварциты раскалываются на отдельные глыбы, скатываются к дороге и попадают в русло Терека. Описанное обнажение кварцитов интересно еще и потому, что оно позволяет понять некоторые особенности тектонического строения Кавказа. Наши предыдущие экскурсии проходили по северному склону Большого Кавказа, где последовательно с севера на юг обнажаются породы нижнего мела, верхней, средней и нижней юры и самые древние в этом районе палеозойские граниты. Южнее Гвелетского массива мы вновь встретимся с отложениями средней и верхней юры, а затем на Главном хребте увидим породы нижнего мела. Такое повторение разреза связано с тем, что в районе Дарьяльского ущелья проходит линия — тектоническая ось горной системы Большого Кавказа и за Гвелетским гранитным массивом начинается южный склон Большого Кавказа. Интересно, что орогидрографическая ось, определяемая направлением речных стоков, находится более чем на 30 км южнее, в пределах Главного хребта. Последняя наша остановка в этой экскурсии — у гвелетских гранитов. По своему цвету и минеральному составу они сходны с дарьяльскими, но есть и отличия. На отдельных участках обнажения хорошо видна сланцеватость пород, выраженная в том, что темные и светлые минералы группируются в отдельные параллельные слойки толщиной 0,5-1 см. Такие породы называют гранитогнейсами. Появление сланцеватости в них связано с большим давлением, которое преобладало при жестком внедрении гранитов в юрские породы. Именно давление привело к значительной деформации всего массива и развитию трещиноватости не только в гранитах, но и в секущих их диабазах. Граниты скалистыми обрывами уходят на юг вдоль Терека, а мы переходим реку по мосту и оказываемся в селении Гвелети.
|