Волго-Дон-2История непостроенного канала |
Здесь мы расскажем о канале Волго-Дон-2. В последнее время этот объект и само сочетание «Волго-Дон-2» стали обрастать легендами и, стало быть, настало время немного разобраться. Сразу скажем, что под термином Волго-Дон-2 понимаются иногда разные объекты. Во-первых, в связи с участившимися разговорами о строительстве второй ветки судоходного канала («старого» Волго-Дона) подразумевается возможный будущий судоходный канал, а скорее всего расширение пропускной способности шлюзов уже существующего (то есть достройки предусмотренных уже при постройке шлюзов вторых ниток; видевшие шлюзы Волго-Дона замечали их несимметричность, которая объясняется именно резервированием для параллельного второго пути). Во-вторых, и именно об этом объекте пойдет речь, это ирригационный (то есть для подачи воды) канал Волго-Дон-2, который строился в восьмидесятых годах двадцатого века и на сооружения которого в наше время иногда наведываются туристы. Итак, в 70-х годах на орошение и промышленные нужды безвозвратно забиралось более 10 кубических километров донской воды ежегодно, в основном из Цимлянского водохранилища. Встал вопрос, как возместить эту недостачу, дисбаланс. Было предложено первые 5-6 кубокилометров воды взять у Волги. Если говорить точнее, новый канал длиной 64 километра первоначально планировался как элемент в общей системе переброски вод северных рек транзитом через Волгу в бассейн Дона. Когда переброску северных рек в Волгу отменили, канал стал видеться проектировщикам как самостоятельное сооружение. Целями его создания назывались улучшение экологической обстановки в Цимлянском водохранилище, улучшение судоходной обстановки на нижнем Дону, частичное опреснение Азовского моря (считалось, что вследствие забора воды из Дона оно становилось более соленым; на самом деле соленость Азовского моря в основном зависит от обмена водами с Черным морем через Керченский пролив), орошение Волго-Донского междуречья. Кроме того, аргументом в строительстве канала стало неожиданное повышение, начиная с 1977-1978, годов уровня Каспийского моря. По мнению разработчиков проекта, отъем 5 кубокилометров воды в год из Волги поможет стабилизировать Каспий. Стоимость сооружения канала предполагалась на уровне 200-300 миллионов рублей. Общий объем земляных работ должен был составить 75 – 80 млн. кубометров, что сравнительно немного (в год организации Минводхоза производили земляных работ объемом около 1 миллиарда кубометров). Главный объем земляных работ выполнен на волжском берегу, где волжская вода из котлована насосной станцией должна была подаваться в глубокую выемку, прорезающую гребень Волго-Донского водораздела, а далее самотеком через промежуточные искусственные водохранилища пойти в Дон. Надо сказать, что обращенная к Волге сторона перешейка более крутая, чем донская. Сам асимметричный перешеек представляет собой плато высотой 150-170 метров. Уровень Дона на 44 метра ниже волго-донского водораздела, уровень Волжского водохранилища ниже водораздела на примерно 58 метров (уровень Волги до создания Волжского водохранилища был ниже водораздела на 88 метров). Выемка на водоразделе имела максимальную глубину 42 метра, и над ней работали два шагающих экскаватора. Значительная часть канала должна была пройти по притоку Дона реке Паньшинке, русло которой углублялось и расчищалось. К 1987 году на волжском склоне был создан котлован под насосную станцию в верховьях балки Ерзовка. В окрестностях поселка Ерзовка возник поселок строителей канала с населением 4 тысячи человек. К концу восьмидесятых энтузиазм по поводу «строек века» значительно поуменьшился. А от совсем циклопических проектов вроде переброски излишков стока северных рек отказались еще раньше. Августом 1986 года датируется постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек». В 1990 году дискуссия о целесообразности строительства Волго-Дона-2 (а он продолжал строиться) разгорелась вновь. В результате этого последнего всплеска активности решили ограничиться строительством первой очереди с годовым забором воды 1,8 кубических километров. В апреле 1990 года Государственная экспертная комиссия Госплана СССР рекомендовала прекратить строительство первой очереди канала Волго-Дон-2 и законсервировать его из-за несовершенства расчетов и бездоказательности аргументов Минводстроя СССР в его пользу. Стало ясно, что исправлять результаты предыдущего вмешательства в природу последующим вмешательством слишком рискованно. Любое новое воздействие проявляется уже не в чистом виде, а многократно усиливаясь предыдущими действиями. Часто так видоизменяясь, что становится неясно, где причина, а где следствие. Памятником попытке очередного вмешательства в природу служат остатки сооружений Волго-Дона-2, иногда привлекающие внимание любителей своеобразного туризма, исследователей памятников ушедшей эпохи, ее достижений, побед и неудач. Причем победы и неудачи зачастую сливаются вместе. Схема глиносто-суглинистого покрова водораздела, позволяющая понять условия, в которых строился канал.
Ландшафтная схема Волго-Донского водораздела. Значительная его часть занята зоной интенсивных антропогенных нагрузок в пойме Волги и застроенных районов Волгограда и Волжского, а также на участках заболоченных и засоленных земель близ канала Волго-Дон-2. Цифрами отмечены памятники природы: Григорова балка (1), Чапурниковская балка (2), озеро Цаца (3), Ергенинский минеральный источник (4), Шамбрунские источники (5), Дуб-великан (6), Лещевский заказник (7). Строительство канала Волго-Дон-2 (фото Е.В. Агаркова). Самоходный кран на дне позволяет получить представление о размерах канала.
Участок сооружаемого канала Волго-Дон-2 среди полупустынных территорий. Здесь должна была пойти в Дон волжская вода.
Использованная литература: В.А. Брылев, Ф.И. Жбанов, Е.В. Агарков. Волго-Дон-II: быть или не быть? Природа. 1990. №6. (Оттуда взята большая часть материала) Ю.К. Ефремов. Природа моей страны. М.Мысль. 1985 год. Степной Следопыт |