[Главная] [Содержание] [Информация]
Общая схема Волго-Донского комплекса сооружений и его народнохозяйственное значение
|
Общая схемаПри составлении схемы Волго-Донского комплекса были изучены все имевшиеся исследовательские и изыскательские данные, а также проекты прежних лет. Поскольку в проектах прежних лет было установлено, что наиболее целесообразным является соединение Волги с Доном в месте их наибольшего сближения (район г. Сталинграда), особое внимание было уделено рассмотрению вариантов расположения трассы Волго-Донского судоходного канала в пределах района, ограниченного с севера линией станица Качалинская — пос. Мечетка и с юга — линией хут. Кумовской — г. Красноармейск. В результате рассмотрения этих вариантов, дополнительных проработок и сопоставлений подтвердились технико-экономические преимущества направления трассы канала по линии хут. Кумовской — г. Красноармейск. Вопросы обеспечения водного пути по Нижнему Дону, получения электроэнергии и развития орошения в засушливых придонских и присальских степях в осуществленном проекте были решены по-новому. Выбранное направление трассы канала по линии хут. Кумовской — г. Красноармейск дает наиболее удобный выход на Волгу через Сарептский затон, так как это почти единственный безоползневый участок правого берега Волги в данном районе. По этому направлению трасса канала пересекает водораздел Волги и Дона в районе станции Тундутово на отметках, превышающих меженные горизонты Волги примерно на 100 м и Дона на 60 м, и в наиболее удовлетворительных геологических условиях. Волга в месте выхода канала Местный сток в районе Волго-Донского водораздела очень невелик и совершенно недостаточен для питания водораздельного бьефа и шлюзов канала, а также покрытия потерь воды на испарение и фильтрацию. Это обстоятельство заставило предусмотреть машинное питание канала. Так как бытовые горизонты воды в Дону примерно на 40 м выше, чем в Волге, вода для питания канала забирается насосной станцией из Дона. Вместе с тем было признано целесообразным использовать воды местного стока, которые собираются на донском склоне канала в трех водохранилищах: Варваровском, Береславском и Карповском, что не предусматривалось в прежних проектах. Питание канала донской водой осуществляется тремя насосными станциями: Карповской, Мариновской и Варваровской, последовательно поднимающими воду из Дона в водораздельный бьеф канала, замыкаемый Варваровским водохранилищем. Машинная подача воды на командные высоты, а также большие сечения судоходного канала с пропускной способностью до 100 м3/сек обусловили возможность использования воды его бьефов также на орошение и обводнение близлежащих засушливых земель Сталинградской области. Самотеком из бьефов канала может быть орошено около 25 тыс. га. Всего на канале от Волги до Дона протяженностью по фарватеру 101 км построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 однокамерных шлюзов, три насосные станции, 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения, три плотины, 17 дамб, 11 лотков и др. В качестве расчетного судна для Волго-Донского водного пути принята наиболее крупная волжская металлическая сухогрузная баржа; расчетный караван принят в составе одной наибольшей баржи со специальным шлюзовым буксиром. Как в прежних проектах, так и в осуществленной схеме Волго-Донского судоходного пути наиболее трудным являлся участок пути от Калача-на-Дону до Ростова-на-Дону. На этом участке Дона в его естественном состоянии регулярное судоходство не могло быть обеспечено, так как в межень судоходные глубины здесь могли поддерживаться землечерпанием лишь в пределах от 100 до 110 см, т. е. значительно меньше глубин на Волге. Русло Дона изобилует перекатами, которые ограничивают судоходные глубины и устойчивость фарватера даже при усиленном землечерпании. Так, например, на участке от Калача до станицы Цимлянской один перекат приходился примерно на 4 км фарватера, на участке от Цимлянской до Ростова на 7 км, а всего от Калача до Ростова насчитывалось около 100 перекатов. Естественный режим стока воды на Дону отличается большой неравномерностью: за два-три весенних месяца протекает 70 — 75% годового стока; объем годового стока по годам колеблется более чем в 4 раза, а паводочные расходы превосходят меженные в 100 и даже 170 раз. Прежние проектные предположения, в основном, сводились к двум схемам решения судоходного пути на Среднем и Нижнем Дону. В первой схеме предполагались сплошное шлюзование при низконапорных плотинах и постоянное эксплуатационное землечерпание. Объем землечерпательных работ при подробном рассмотрении оказывался технически трудно преодолимым и экономически нецелесообразным. Во второй схеме намечалась система крупных гидроузлов и водохранилищ, регулирующих режим реки, и эксплуатационное землечерпание. Это решение оказывалось слишком дорогим и сложным; оно не было оправдано экономическими соображениями и не допускало гибкости и очередности в дальнейшем развитии. Учет всех этих обстоятельств помог найти новое решение, в основу которого положены: во-первых, необходимость и целесообразность сооружения крупного водохранилища на Дону, позволяющего регулировать его сток в интересах судоходства, орошения и энергетики; во-вторых, расположение створа гидроузла, образующего регулирующее водохранилище на Нижнем Дону, ниже станицы Цимлянской, с использованием подпертого бьефа для основного судоходного пути; в-третьих, расположение створа гидроузла в месте, наиболее благоприятном для самотечного вывода оросительных каналов и для сооружения плотины. Эти основания определили строительство регулирующего узла на Дону в створе, расположенном несколько ниже станицы Цимлянской, в месте, обладающем относительно благоприятными топографическими и геологическими условиями для образования большого регулирующего водохранилища, вывода воды для орошения и т. п. В состав Цимлянского гидроузла входят: бетонная водосливная плотина с наибольшим напором 26,6 м, земляная плотина высотой до 35 м, гидроэлектростанция установленной мощностью 160 тыс. квт, рыбоподъемник, два однокамерных шлюза с подходными каналами и аванпортом, порт, лесобаза, а также головное сооружение Донского магистрального оросительного канала. Общая длина напорных сооружений гидроузла составляет около 13,5 км. Полная емкость водохранилища, создаваемого гидроузлом, составляет 23,85 км3, а полезная емкость 11,5 км3 (сработка на глубину 5 м). Полезная, регулирующая емкость водохранилища достаточна для обеспечения средней ежегодной выработки электроэнергии на Цимлянской ГЭС до 660 млн. квт-ч, для регулярного орошения до 750 тыс. га сельскохозяйственных земель и обводнения на площади около 2 млн. га и, наконец, для поддержания таких зарегулированных расходов на Дону от Цимлянского гидроузла до Ростова, при которых на этом участке обеспечиваются достаточные судоходные глубины. Для улучшения судоходных условий по Нижнему Дону потребовалось, кроме того, сделать ряд спрямлений извилистых участков реки общей длиной 5,2 км. В средние по водности годы навигационные попуски составляют 580 м3/сек, а объем землечерпательных работ на перекатах— 2,7 млн. м3 в год. В будущем в связи с увеличением водозабора для нужд орошения, а также после осуществления каскада гидроузлов на Волге и увеличения ее транзитных глубин на Нижнем Дону предполагается построить четыре низконапорных гидроузла, а навигационные попуски снизить. Прилегающие к Нижнему Дону, от Калача до Азовского моря, земледельческие районы систематически страдают от засухи, а животноводческие, кроме того, — и от безводья. Поэтому всюду — как на правобережье, так в особенности на левобережье — в пределах Сталинградской и Ростовской областей необходимо развивать искусственное орошение земель и обводнение безводных пространств путем подачи на них пресной воды с образованием небольших оазисов орошаемых огородов, садов и участков орошаемых кормовых культур. В Правительственном задании по проектированию и строительству Волго-Донского комплекса было предусмотрено орошение 150 тыс. га и обводнение 1 млн. га в Сталинградской области и орошение 600 тыс. га и обводнение 1 млн. га в Ростовской области. Осуществлять это имелось в виду постепенно. В соответствии с заданием ко времени ввода в действие Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина и Цимлянской ГЭС, т. е. в 1952 г., была обеспечена первая очередь орошения 100 тыс. га в Ростовской области. Подача воды на возвышенное правобережье Нижнего Дона возможна только с помощью насосов; на левобережье в пределах Ростовской области при наличии подпора от гидроузла на Дону можно вывести воду самотеком на значительную площадь. Наиболее удобным местом для вывода большого самотечного оросительного канала на левобережье оказался принятый створ Цимлянского гидроузла. В результате запроектированная в Волго-Донском комплексе общая схема развития орошения и обводнения представляется в виде целого ряда отдельных оросительных и обводнительных каналов с зональной машинной подкачкой воды непосредственно из Цимлянского водохранилища и из самотечного Донского магистрального канала, головное водозаборное сооружение которого вошло в состав Цимлянского гидроузла. Донской магистральный оросительный канал, рассчитанный на забор воды из Цимлянского водохранилища до 250 м2/сек, имеет протяженность 195 км и пересекает на своем пути несколькими параллельными туннелями водораздел между Доном и его притоком р. Сал, заканчиваясь по проекту сбросом в Пролетарское водохранилище существующего Манычского водного пути. Донской магистральный канал справа по течению господствует над прилегающими землями и может орошать их самотечно; слева канал лишь подводит воду к наиболее засушливым районам присальских степей, на которые вода из него должна подаваться путем машинной подкачки. Концевой сброс Донского магистрального канала в существующее Пролетарское водохранилище обеспечит питание Манычского водного пути донской водой, освобождая воды pp. Кубани и Егорлыка, направляемые пока в Веселовское водохранилище, для орошения и обводнения обширных пространств Ставрополья и юга Ростовской области. По изложенной схеме (см. цветную вклейку в конце тома) ко времени ввода в действие (в 1952 г.) Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, Цимлянского гидроузла и первой очереди оросительных сооружений на строительстве всего Волго-Донского комплекса были выполнены значительные объемы основных работ, в том числе земляных 174,0 млн. м3, бетонных и железобетонных 2,96 млн. м3.
Народнохозяйственное значениеВолго-Донской комплекс сооружений — судоходный канал, Цимлянское водохранилище, Цимлянский гидроузел с железнодорожным переходом по его плотинам и оросительная система в Ростовской области — имеет важнейшее общесоюзное народнохозяйственное значение. Соответственно комплексному характеру сооружений значение Волго-Дона является многосторонним, затрагивающим интересы водного и железнодорожного транспорта, сельского и рыбного хозяйства и энергетики. 1. ТРАНСПОРТИз многих тысяч километров рек Европейской части СССР, пригодных для судоходства, до Великой Октябрьской социалистической революции использовалось лишь 5—6%, а для лесосплава — не более 10 — 15%, причем использование рек для судоходства находилось на низком техническом уровне. Искусственные водные пути имели недостаточные габариты, и сооружения многих из них пришли в ветхость (Тихвинская, Вышневолоцкая, Мариинская, Северо-Двинская, Днепро-Бугокая, Москворецкая, Обь-Енисейская и другие водные системы). Лишь в конце XIX и в начале XX вв. начали осу ществлять на некоторых реках землечерпательные и выправительные работы. Проведено также шлюзование pp. Москвы, Северного Донца и частично Шексны и Оки. Уже в первые годы Советской власти были закончены работы по шлюзованию р. Шексны и проведено капитальное переустройство плотин Москворецкой системы. В 1921 г. было закончено строительство Кочетовского гидроузла на Нижнем Дону. За годы довоенных пятилеток в СССР была осуществлена широкая программа реконструкции водных путей. К наиболее крупным сооружениям относятся построенный в первой пятилетке Беломорско-Балтийский канал, во второй пятилетке — канал имени Москвы; в 1940 г. было завершено Днепро-Бугское соединение. Кроме того, улучшены условия судоходства на большом протяжении ряда основных водных артерий Европейской части СССР: Волги, Днепра, Волхова, Свири и других рек, в связи со строительством на них гидроэлектростанций. Сооружением Беломорско-Балгийского канала был в несколько раз сокращен водный путь из Ленинграда в Архангельск и установлена через Волго-Балтийский водный путь воднотранспортная связь Волжского бассейна с Белым морем. Сооружение канала имени Москвы обеспечило соединение Москвы-реки с Белым, Балтийским и Каспийским морями и коренным образом решило задачу водоснабжения и улучшения санитарных условий столицы. Строительство гидроузлов на Верхней Волге (Иваньковского, Угличского, Щербаковского), на Волхове, Свири и Днепре, помимо реконструкции и усиления энергетической базы районов Центра, Северо-Запада и Юга, способствовало также улучшению судоходства, увеличению судоходных глубин, в результате чего значительно возросли грузооборот и пассажирское движение на этих речных путях. Основная водная магистраль страны — Волга — самая крупная река в Европе. Протяженность ее около 3 700 км; площадь бассейна Волги составляет 1 380 тыс. км2. Этот важнейший водный путь обслуживает огромную густо населенную территорию нашей Родины. Более четверти населения Советского Союза живет в бассейне Волги. Разнообразные массовые грузы: хлеб, нефть, лес, уголь, промышленные изделия и строительные материалы непрерывным потоком движутся по реке в период навигации. Дон — крупнейшая река юга Европейской части РСФСР — имеет протяженность около 2 тыс. км и водосборную площадь более 420 тыс. км2. В весенний период Дон судоходен на большей части своего протяжения. В остальное время года регулярное судоходство было возможно лишь от Калача до устья Дона. От Калача до устья Северного Донца, на протяжении около 400 км, судоходные глубины были незначительны и поддерживались усиленным землечерпанием. Строительством Волго-Донского судоходного канала завершена намеченная XVII съездом ВКП(б) программа работ по реконструкции водных путей и созданию единой водной системы Европейской части СССР, связывающей Белое, Балтийское, Черное и Каспийское моря. В эту систему водных путей входят: Черное море — Азовское море — Дон — Волго-Донской судоходный канал — Волга — Рыбинское водохранилище — Волго-Балтийский водный путь — Онежское озеро — Беломорско-Балтийский канал — Белое море и Волго-Балтийский водный путь — Ладожское озеро — Нева — Балтийское море. Карта соединения пяти морей В результате строительства Волго-Донского судоходного канала значительно сократились водные пути, связывающие Балтийское, Белое, Азовское и Черное моря, так как стало возможным использовать внутренние водные артерии вместо прежнего кружного пути через «внешние» моря и океан. Следует отметить, что участок Волго-Донского пути от Цимлянского гидроузла до Ростова пока отвечает только современным судоходным глубинам на Волге. Для того чтобы привести этот участок в соответствие с теми глубинами на Волге, которые будут достигнуты после сооружения Горьковского, Куйбышевского и Сталинградского гидроузлов, на участке пос. Цимлянский — Ростов нужно построить четыре запроектированных низконапорных гидроузла: Николаевский, Константиновский, Мелеховский и Аксайский. Директивами XX съезда КПСС предусмотрено сооружение в шестой пятилетке Усть-Донецкого порта. Это позволит значительно ускорить освоение полной пропускной способности Волго-Донского пути. Сооружением Волго-Донского канала созданы предпосылки для реконструкции Северного Донца — притока Дона. Этот водный путь в более отдаленной перспективе можно рассматривать как глубокий ввод в Донбасс (до Ворошиловграда). Волго-Донской канал открыл огромные перспективы перед речным транспортом. Прямые водные связи Волги и ее притоков — Камы, Оки, Ветлуги, Вятки, Белой, Шексны, Молоти с бассейнами Дона и Днепра существенно изменили направление и объемы многих грузопотоков. В непосредственную связь с Азово-Черноморским бассейном дополнительно включено до 30 тыс. км путей Северо-Западного и Волжского речных бассейнов. Все это создало возможность для резкого увеличения перевозок массовых грузов по водным путям. На XX съезде партии подчеркивалась необходимость полного использования Волго-Донского канала в народнохозяйственных целях, причем отмечалось, что канал может пропускать грузов в несколько раз больше, чем пропускает в настоящее время. Подавляющее большинство массовых грузов Донбасса и Ростова, следующих на Волгу и в обратном направлении, по-прежнему перевозится по железной дороге, минуя дешевый водный путь. Директивами XX съезда КПСС предусмотрено увеличение в шестой пятилетке перевозок грузов по Волго-Донскому каналу имени В. И. Ленина в 3 раза. В целях сокращения транспортных издержек съезд предложил обеспечить дальнейшее развитие перевозок грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении, в частности путем улучшения транспортного освоения судоходных каналов. В соответствии с решениями съезда в ближайшее время должны получить развитие массовые перевозки по Волго-Донскому каналу каменного угля, мяса, хлеба, металла, химических и других грузов. Водные перевозки каменного угля из Восточного Донбасса через Волго-Донской канал до основных центров Поволжья обходятся значительно дешевле, чем по железной дороге. По данным научно-исследовательских институтов железнодорожного и водного транспорта себестоимость доставки 1 т угля смешанным железнодорожно-водным транспортом через Усть-Донецкий порт в районы Саратова, Куйбышева, Казани и Горького будет на 30—50% ниже по сравнению с доставкой железнодорожным транспортом. Перевозка каменного угля по Волго-Донскому каналу в районы Поволжья освободит железнодорожный транспорт от многих грузопотоков угля на загруженных направлениях. Не менее существенна роль Волго-Донского канала в перевозках лесных грузов. В безлесные районы Донбасса, Крыма и Кавказа завозятся миллионы тонн лесных грузов из районов Севера, Урала, Верхней Волги и других, связанных водными путями. До настоящего времени основная часть перевозок леса осуществлялась по железной дороге, а по Волге доставлялось не более 10% всего завоза леса в эти районы. Плот с Волги проходит через шлюз №1
Транспортирование леса по Волге в плотах обходится более чем в 2,5 раза дешевле перевозки его железнодорожным транспортом. В перспективе, с развитием перевозок угля по Волго-Донскому водному пути, возможно использование угольного порожняка для перевозки леса. Для резкого сокращения транспортных издержек целесообразно направлять лесные грузы из Волжско-Камского бассейна в Донбасс водным путем: по Волге и Волго-Донскому каналу через Ростов (а в последующем и через Усть-Донецкий порт), на Северный Кавказ — через Цимлянский и Азовский порты, а для Черноморского побережья Кавказа и Закавказья — через Ждановский (Мариупольский) порт с перевалкой из речных судов в морские. Сооружением Волго-Донского пути создан выход для хлебных грузов из приречных районов Дона на Волгу в промышленные районы Приволжья, Прикамья, в Москву, в районы Центра и Северо-Запада. Вывоз северокавказского хлеба обеспечивается через Ейский порт на Азовском море, а также перевозками в смешанном железнодорожно-водном сообщении через Ростов и Цимлянский порт. Пароход "Академик Быков" буксирует баржи с углем и хлебом по Цимлянскому водохранилищу
С улучшением судоходных условий, развертыванием строительства портов и пристаней на Дону и постройкой крупнотоннажного самоходного флота перевозки хлеба по Волго-Донскому каналу увеличатся. С ростом водных перевозок хлеба будут разгружаться напряженно работающие железнодорожные направления, связывающие южные районы страны с Центром. Целесообразно использовать Волго-Донской водный путь и для перевозок металла из Ждановского и Таганрогского портов на Волгу, а также для завоза отдельных сортаментов уральского металла в районы Юга. После сооружения Усть-Донецкого порта можно будет в смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозить чугун с близлежащих заводов Восточного Донбасса в район г. Горького и других волжских городов. В обратном направлении в районы Донецкого бассейна, Приазовья, Крыма и западной части Северного Кавказа будут все больше возрастать перевозки строительного и крепежного леса, цемента, руды, химических удобрений, автомобилей, текстильных товаров и другой продукции промышленных районов Волжско-Камского бассейна, Центра и Северо-Запада. Широкое развитие получат также перевозки по каналу продовольственных товаров. В первые годы эксплуатации Волго-Донского водного пути из-за недостаточного грузооборота Волго-Донское пароходство было убыточным, но, уже начиная с 1955 г., из убыточного оно стало доходным. Дальнейший рост грузооборота позволит значительно снизить стоимость перевозок и сэкономить для народного хозяйства миллионы рублей. Создание единой глубоководной сети внутренних водных путей позволяет использовать на массовых транзитных перевозках более эффективный крупнотоннажный флот. Вместо плававших ранее на Дону барж грузоподъемностью 800 т уже в настоящее время для транзитных перевозок по Дону, Волго-Донскому каналу и Волге используются, в основном, сухогрузные баржи грузоподъемностью 1800 и 3000 т как палубные, так и открытые, а также нефтеналивные баржи грузоподъемностью 2 000 т. В качестве буксиров используются двухвальные теплоходы типа РБТ-300 мощностью 300 л. с. Планом шестой пятилетки предусмотрено строительство новых типов самоходных судов для речного флота. В частности, будет построен сухогрузный теплоход грузоподъемностью 5000 г, предназначенный для перевозки угля, леса и других массовых грузов по Волжской магистрали. Это судно мощностью 1600 л. с. будет развивать скорость 18 км/час. Осадка и основные размеры судна выбраны с учетом максимального использования шлюзов и габаритов пути Волго-Донского канала. Для перевозок нефтепродуктов предусмотрена постройка речного судна грузоподъемностью до 3000—4000 т мощностью 1200 л. с. Это судно будет в состоянии плавать на водохранилищах, в том числе и Цимлянском, при любой погоде и развивать скорость до 17 км/час. В шестой пятилетке наряду с широким развитием перевозок в самоходных судах будет осуществлен массовый переход от буксировки несамоходных судов к толканию. Эта наиболее прогрессивная форма эксплуатации флота повышает его провозную способность на 20—25%. Для работы методом толкания будут построены толкачи-буксиры мощностью 600 — 800, 1200 и 2200 — 2400 л. с Расчетная скорость хода этих буксиров с толкаемыми составами будет достигать соответственно 12, 13,5 и 15 км/час, т. е. значительно выше скорости буксировки, осуществляемой имеющимися судами. Для буксировки методом толкания создаются специальные баржи, в том числе сухогрузные стальные баржи грузоподъемностью 1800, 3000 и 4500 т для перевозки леса и других массовых грузов. Баржи грузоподъемностью 4500 т строятся с расчетом наиболее полного использования шлюзов Волго-Донского канала. Баржи полностью открытые, что создает наибольшие возможности для механизации погрузочно-разгрузочных операций. На Цимлянском и других водохранилищах будут также использованы теплоходы-паромы мощностью 600 л. с. для перевозки населения и автогужевого транспорта со скоростью хода до 18,5 км/час. Существенна роль Волго-Донского канала и в развитии сквозного пассажирского межбассейнового сообщения. В настоящее время открыты регулярные пассажирские рейсы по новым линиям: Москва — Ростов протяжением свыше 3200 км, Сталинград — Ростов, а также ряд местных линий в районе Цимлянского водохранилища, Сталинградского, Ростовского, Калачевского и Цимлянского портов. В перспективе будут организованы рейсы пассажирских судов к Ростову из Ленинграда, Беломорска, Архангельска. Пассажирскую линию Москва — Ростов, проходящую по Волго-Донской водной магистрали, обслуживают дизель-электроходы типа «Россия» мощностью 800 л. с. Эти суда, предназначенные для туристских рейсов, имеют скорость хода до 20 км/час. На Цимлянском водохранилище используются озерные теплоходы мощностью 300 л. с. Дизельэлектроход "Россия" перед отправкой в рейс Москва-Ростов
Озерный пассажирский теплоход "Волго-Дон" В шестой пятилетке будет продолжено строительство теплоходов типа «Доватор» мощностью 1200 л. с. для рейсов по Волге и Волго-Донскому водному пути. Скорость хода этих теплоходов на 25% выше, чем у существующих грузопассажирских пароходов. Прочность корпуса и остойчивость судна полностью отвечают условиям плавания в водохранилищах. Пассажирские суда мощностью 800, 1200 и 2700 л. с. будут оснащены радиолокаторами, позволяющими судоводителям уверенно вести суда в любых самых сложных навигационных условиях. С открытием Волго-Донского канала создана возможность обмена речным флотом различного назначения между разными речными бассейнами и морями. Первые годы эксплуатации канала показали высокую эффективность такого обмена грузовыми и пассажирскими судами, а также землечерпательным, техническим и рыболовецким флотом. Производился обмен техническими, рыболовными, грузовыми и пассажирскими судами между Азовским и Черным морями и Днепром, с одной стороны, Волгой и Каспийским морем — с другой. Например, Киевская судоверфь «Ленинская кузница» построила несколько десятков судов, которые в настоящее время успешно работают на Дону и Волге. Крупная землечерпалка, предназначенная для работ на строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции, была проведена через Волго-Донской канал и в 1955 г. работала на строительстве. В ряде случаев проводились технические суда из Черного моря в порты Каспийского моря. Во время двухмесячного запрета лова рыбы на Азовском море рыболовные суда переводились для лова в Каспийское море. Важное значение для усиления транспортных связей в районах Юго-Востока имеют проложенные по Цимлянской плотине автомобильное шоссе и железная дорога Морозовекая — Куберле, соединяющая железнодорожные линии Сталинград — Лихая и Сталинград — Тихорецкая. Эта железная дорога связывает центральные области с Кавказом, разгружая Ростовский узел, и вместе с тем создает дополнительный железнодорожный путь для перевозки угля из Донбасса на Волгу и леса — в Донбасс. 2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВОВходящая в комплекс Волго-Донских сооружений сеть оросительных и обводнительных каналов позволяет в перспективе обеспечить орошение сельскохозяйственных земель на общей площади до 750 тыс. га, а также обводнение земель на площади около 2 млн. га. В 1952 г. закончены строительством и введены в эксплуатацию: головное сооружение Донского магистрального канала, расположенное в теле плотины Цимлянского гидроузла, участок магистрального канала до туннеля, Нижне-Донской и Азовский распределительные каналы с соответствующей оросительной сетью, что обеспечило возможность ввода в действие первых 100 тыс. га орошаемых земель в Ростовской области. В 1956 г. завершено строительство туннельного перехода через водораздел, заканчиваются постройкой Багаевский и Садковский распределительные каналы с площадью орошения 60 тыс. га. Директивами XX съезда КПСС предусмотрено в шестой пятилетке закончить строительство и ввести в действие весь Донской магистральный канал общим протяжением 195 км. В условиях Дона орошение создает качественно новые условия, чрезвычайно благоприятные для сельскохозяйственного производства. Орошение позволяет не только увеличить урожаи возделываемых культур, но и вводить новые, более ценные культуры. Первые опыты освоения орошаемых земель показывают весьма благоприятные условия для производства таких культур, как рис, виноград, люцерна, овощи, сахарная свекла. Особенно большой эффект на орошаемых землях Ростовской области дает культура риса с затоплением. На XX съезде КПСС отмечалось, что при дальнейшем расширении орошаемых площадей на базе Цимлянского водохранилища и освоения богатейшей поймы Дона открываются исключительно благоприятные условия для рисосеяния. Плодородные донские земли, хорошая вода, обилие солнечного тепла и света обеспечивают колхозам и совхозам Ростовской области получение высоких урожаев риса. Культура затопляемого риса в колхозе имени Сталина Батайского района Ростовской области Культура затопляемого риса в колхозе "Победа" Азовского района Ростовской области
Как правило, рис во всех случаях дает высокие урожаи и большие экономические выгоды. Так, в одном из колхозов Веселовского района начали заниматься культурой риса с 1952 г. и с тех пор ежегодно расширяют посевы этой культуры, получая значительные доходы. Колхоз имени Калинина Романовского района, начавший заниматься возделыванием риса с 1954 г., увеличил свой годовой доход с 700 тыс. руб. до 5,5 млн. руб. 15 рисосеющих колхозов Веселовского района получили в 1955 г. от реализации риса более 23 млн. руб. дохода. В 1955 г. многие колхозы и совхозы Ростовской области получили урожай риса по 60—80 ц и более с 1 га, в то время как озимая пшеница на орошаемых участках давала урожай не выше 20 ц с 1 га. Площадь посева риса из года в год увеличивается. В 1952 г. в орошаемых районах Ростовской области впервые было посеяно 26 га риса, в 1953 г. — 800 га, в 1955 г.— 3200 га, в 1956 г. под эту культуру отведено более 5000 га. По мере ввода в действие новых оросительных каналов площадь посева риса будет увеличиваться и дальше. В одном только Пролетарском районе Ростовской области намечается освоить для возделывания риса площадь 21000 га. В настоящее время на неорошаемых площадях этого района урожаи пшеницы не превышают 4—5 ц с 1 га. Способ культивирования риса с затоплением замечателен и тем, что он позволяет включить в сельскохозяйственное пользование засоленные земли и обеспечить при правильном ведении хозяйства их рассолонение. Высокую эффективность возделывания риса можно иллюстрировать примером намечаемого строительства новых рисовых систем в Пролетарском массиве. Ориентировочные расчеты показывают, что капитальные затраты на строительство рисовых полей и оросительных сооружений составят около 300 млн. руб., тогда как ежегодный чистый доход от производства риса на этих площадях будет около 680 млн. руб. В качестве второго примера можно привести колхоз имени Сталина Веселовского района, который на организацию орошения под посев риса на площади 100 га затратил всего около 400 тыс. руб. (на установку 12 насосов, двигателей и планировку орошаемой площади), а за один год при урожае в 64 ц с 1 га выручил от продажи риса более 2 млн. руб. В 1956 г. колхоз расширил орошаемую площадь под рис на машинном поливе до 500 га. В 1955 г. в Ростовской области занимались рисосеянием 48 колхозов. В дальнейшем рисовые плантации Ростовской области могут быть доведены до 150 тыс. га, и с этой площади можно будет ежегодно получать 35—40 млн. пудов риса. На территории орошаемой зоны, тяготеющей к Ростову, а также в Аксайском, Багаевском, Семикаракорском и Романовском районах Ростовской области большой эффект дает товарное овощеводство. Урожай овощных культур в колхозах и совхозах в этой зоне из года в год повышается. Так, по совхозам Ростовского консервтреста в 1953 г. получен средний урожай овощных культур с площади 420 га по 100,7 ц с 1 га; в 1954 г. урожай возрос до 175 ц, а в 1955 г.—до 185 ц с 1 га. Себестоимость овощных культур на орошаемых землях получается гораздо ниже, чем на богарных. В 1954 г. в совхозах Ростовского зернотреста на неорошаемых площадях себестоимость 1 ц овощей составляла 66 р. 60 к., а в совхозах Ростовского консервтреста и в Багаевском овощном совхозе на орошаемых землях соответственно 31 р. 52 к. и 31 р. 67 к. за 1 ц. Следует отметить, что возможности повышения урожайности овощных культур полностью не используются. Об этом говорит опыт передовых бригад и звеньев, получающих урожай по 400 ц с 1 га. При ликвидации имеющихся недостатков и доведении средней урожайности до 300 ц с 1 га себестоимость овощей снизится до 15— 16 руб. за 1 ц. Хорошие результаты на орошаемых землях дает виноградарство. В 1952 г. на орошаемых землях Ростовской области были организованы два виноградарских совхоза: Мартыновский и Жуковский (Семикаракорский район), посадивших в том же году виноградной лозы по 1252 га. Через 3 года в Мартыновском совхозе по некоторым сортам винограда были получены урожаи до 179 ц с 1 га. В 1956 г. в этом же совхозе на площади 212 га было собрано 900 т винограда, из них 250 т столового винограда было отправлено в промышленные центры страны. В целях лучшего использования орошаемых земель по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР в Ростовской области в 1955 г. организованы 30 виноградарских и плодово-ягодных совхозов. В ближайшие 5 лет в новых совхозах будет заложено 30 тыс. га виноградников и 5 тыс. га садов. Высокий урожай в условиях Ростовской области на орошаемых землях дает люцерна. Так, в одном из колхозов Аксайского района за четыре укоса получен урожай сена-люцерны 95 ц с 1 га. В 1955 г. урожай люцерны по колхозам области при двух и трех укосах составил от 80 до 100 ц с 1 га. Орошение в условиях Ростовской области создает также очень благоприятные условия для возделывания сахарной свеклы. Хотя опыта по выращиванию этой культуры в области нет, но посевы на опытных участках, а также опыт Казахстана по выращиванию сахарной свеклы на орошаемых землях подтверждают возможность получения высоких урожаев этой культуры — до 350 — 400 ц с 1 га. Завершение строительства Донского магистрального канала и оросительных систем на нем позволит также обводнить засушливые сальские степи в восточных районах Ростовской области, создать устойчивую кормовую базу, что будет способствовать развитию ценного тонкорунного овцеводства. 3. ЭНЕРГЕТИКАВ комплекс Волго-Донских сооружений входит Цимлянская гидроэлектростанция мощностью 160 тыс. квт, являющаяся дополнительным источником дешевой электроэнергии для Ростовской энергосистемы. Выработка электроэнергии Цимлянской ГЭС составит в средний по водности год 660 млн. квт-ч и несколько уменьшится в будущем, по мере увеличения забора воды на орошение земель. Цимлянская гидроэлектростанция. Вид с нижнего бьефа
Электроэнергия Цимлянской ГЭС используется для промышленности, транспорта, машинного орошения земель, электрификации сельскохозяйственного производства и для бытовых нужд. Цимлянская ГЭС, расположенная на стыке двух энергосистем, Ростовской и Сталинградской, связана с ними линиями электропередачи напряжением 220 тыс. В. От гидроэлектростанции построена линия передачи напряжением 110 тыс. В на левобережье Дона к насосным станциям, подающим воду для орошения. Режим работы гидроэлектростанции по сезонам года меняется. Летом для использования судоходных попускав воды станция работает почти равномерно; зимой, когда водохранилище частично опорожнено, режим работы станции изменяется в соответствии с колебаниями электропотребления. Часть мощности сохраняется в резерве на случай аварии или ремонта турбин на других электростанциях объединенной южной энергосистемы. Себестоимость 1 квт-ч энергии Цимлянской ГЭС за 1956 г. составила 4,37 коп., что в два с лишним раза меньше себестоимости энергии на тепловых электростанциях Донбасса. В 1955 г. при выработке электроэнергии Цимлянской ГЭС в 735 млн. квт-ч производственная себестоимость энергии по всей Ростовской энергосистеме снизилась на 18% по сравнению с той себестоимостью, которая была бы при отсутствии Цимлянской ГЭС. 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДОХРАНИЛИЩЦимлянское водохранилище общим объемом 23,85 млрд. м3 и полезной емкостью 11,5 млрд. м3 позволяет улавливать около половины годового стока Дона, прежде сбрасывавшегося в Азовское море. Народнохозяйственное значение такого аккумулятора воды трудно переоценить. Водохранилище, как отмечено выше, обеспечивает: работу высокозарегулированной Цимлянской гидроэлектростанции; большие судоходные глубины в самом водохранилище на протяжении 186 км и повышенные глубины на нижнем Дону; орошение и обводнение значительных сельскохозяйственных территорий. Впоследствии водохранилище позволит обеспечить устойчивое водоснабжение большого количества промышленных объектов и населенных пунктов. Эффективность такого водоснабжения, несомненно, будет очень высокой. Помимо сказанного, Цимлянское водохранилище имеет большое значение и для рыбного хозяйства. Создание Цимлянского водохранилища нарушило режим затопления донских займищ, являющихся основным местом нереста полупроходных и проходных рыб, что нанесло определенный ущерб рыбному хозяйству Азово-Донского рыбопромыслового района. Для компенсации этого ущерба проводятся рыбоводно-мелиоративные мероприятия, позволяющие восстановить рыбопродуктивность района. Цимлянское водохранилище может быть использовано для дальнейшего развития рыбного хозяйства Азово-Донского района. Эффективность рыбного хозяйства видна из сопоставления таких цифр: капиталовложения в нерестово-вырастные хозяйства и подготовка ложа водохранилища оцениваются общей суммой порядка 15 млн. руб., тогда как стоимость годового улова рыбы (в оптово-отпускных ценах) составит около 42 млн. руб. По проектным материалам 1951 г. развитие годового улова рыбы из Цимлянского водохранилища намечалось следующими темпами: в 1955 г.—10 тыс. ц, в 1956 г.— 25 тыс. ц, в 1957 г. — 40 тыс. ц., в 1960 г.— 110 тыс. ц. В 1955 г. фактически уже было выловлено свыше 42 тыс. ц рыбы. Опыты по хозяйственному использованию мелководий водохранилищ. Образуемые вдоль пологих берегов водохранилищ обширные мелководья в настоящее время совершенно не используются. Мелководья быстро зарастают сорной, иногда даже ядовитой растительностью и превращаются в пустоши неосвоенных болот. В целях хозяйственного использования мелководий водохранилищ Гидропроект в 1955 и 1956 гг. провел опыты по разведению кормовых болотно-водяных трав и, в частности, однолетнего и многолетнего дальневосточного дикого риса. Дикий рис представляет собой мощное злаковое растение, образующее густые заросли кустов из толстых стеблей, достигающих высоты 3 м. Однолетний водяной рис высевают семенами, а многолетний — дальневосточный — высаживают корневищами или черенками; дальневосточный рис обычно хорошо приживается и в дальнейшем сам возобновляется. Водяной рис, кроме сена, дает с 1 га в среднем до 50 ц крупного пищевого и кормового зерна, а дальневосточный — до 300 Ц сена. Весной 1955 г. Гидропроектом организованы опытные посадки дальневосточного риса и посев водяного риса на мелководьях водохранилищ Волго-Донского канала. Посаженные на мелководьях Карповского водохранилища черенки дальневосточного риса хорошо прижились и к концу лета образовали густые заросли, которые при покосе в августе 1956 г. дали в среднем с одного гектара 788 ц зеленой массы с выходом из неё 354 ц сена. Кормовой анализ, проведенный Всесоюзным научно-исследовательским институтом животноводства, установил, что в 1 кг зеленой массы многолетнего дикого риса содержится 0,23 кормовых единиц. Из этого следует, что урожай этого риса на мелководьях водохранилищ Волго-Донского канала в 1956 г. составил в среднем с 1 га 18124 кормовых единицы. Весь труд для получения этого количества кормов состоял только в однократной посадке черенков MHОголетнего риса и затем уборке его зеленой массы. Силос и сено многолетнего дикого риса, заготовленные в 1956 г. на Волго-Донском канале, были с успехом использованы для корма домашних животных пригородным Сталинградским совхозом «Горная поляна». Кроме использования дикого риса на корм скоту, дальневосточный рис и кормовые болотно-водяные травы могут быть применены для укрепления берегов водохранилищ, откосов земляных плотин, дамб и других гидротехнических сооружений. Первые результаты проведенных Гидропроектом опытов разведения дикого риса свидетельствуют о больших перспективах дальнейшего использования для нужд сельского хозяйства мелководий водохранилищ, общая площадь которых к концу шестой пятилетки превысит 4 млн. га. Освоение этих больших площадей не используемых в настоящее время мелководий значительно увеличит кормовую базу колхозов и совхозов, расположенных вблизи водохранилищ, и будет способствовать дальнейшему развитию животноводства в этих районах. Мелководья водохранилищ Волго-Донского канала летом 1956 г. были обследованы специалистами-звероводами Центросоюза и признаны вполне пригодными для организации пушно-звероводческих ферм. Центросоюз намечает в ближайшее время организовать такие фермы на мелководьях Карповского, Береславского и Цимлянского водохранилищ. Наконец, следует отметить санитарное значение зарослей дикого риса. Санитарный контроль Института малярии, медицинской паразитологии и гельминтологии Министерства здравоохранения СССР установил, что густые, сплошные и высокие заросли многолетнего риса неблагоприятны для обитания личинок малярийного комара. В некошенных зарослях риса на мелководьях водохранилищ Волго-Донского канала летом 1956 г. содержалось в среднем 5 личинок малярийного комара на 1 м2 водной поверхности, а контрольные пробы в окружающих зарослях узколистого рогоза давали в это же время в среднем 50 личинок комара на 1 м2. По материалам Технического отчета о строительстве Волго-Донского судоходного канала имени Ленина, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений. Главный редактор академик С.Я. Жук. Москва. 1957 г |