[Главная] [Содержание] [Информация]
Архитектура Волго-Донского комплекса сооружений
|
При решении вопроса об архитектуре сооружений Волго-Донского водного пути перед архитекторами стояли две задачи: первая — показать огромное народнохозяйственное значение соединения двух великих рек Волги и Дона и вторая — отразить большое историческое значение Царицынско-Сталинградских битв за Советскую Родину. Для нахождения более правильного архитектурного решения был организован конкурс, в котором приняли участие следующие коллективы архитекторов: Архитектурный отдел Гидропроекта, Государственная мастерская Комитета по делам архитектуры (руководитель Л. М. Поляков), мастерская Союзтранспроекта (руководитель А. Н. Душкин), мастерская Управления по делам архитектуры г. Ленинграда (руководитель И. И. Фомин) и мастерская Управления по делам архитектуры г. Киева. Жюри конкурса признало наиболее удачным проект, представленный мастерской под руководством Л. М. Полякова. Этот проект вместе с проектом, выполненным коллективом архитекторов Гидропроекта, был положен в основу для составления окончательного проектного решения. Окончательный архитектурный проект, по которому осуществлено строительство, выполнен авторским коллективом архитекторов Гидропроекта. В утвержденном архитектурном проекте Волго-Донской водный путь решен как комплекс разнообразных по характеру и назначению сооружений. Наземные здания Волго-Дона, воздвигнутые на огромной территории протяжением 300 км, решены как единый архитектурный ансамбль, в который вошло около 100 сооружений. Сооружения, выполненные в монументальных формах, соответствуют общей идее, отражающей большое народнохозяйственное значение стройки. Вместе с тем основой архитектурного замысла явилась идея величия исторических побед советского народа в Царицынско-Сталинградских боях, которая отражена в триумфальных арках, воздвигнутых на входных шлюзах канала, в скульптурно-декоративных элементах зданий шлюзов, а также в монументах и барельефах, посвященных героям гражданской и Великой Отечественной войны. Стилевая характеристика всех сооружений Волго-Донского комплекса разработана на основе русского классического зодчества.
АРХИТЕКТУРА СООРУЖЕНИЙ ВОЛГО-ДОНСКОГО СУДОХОДНОГО КАНАЛА
Основными композиционными узлами архитектурного комплекса судоходного канала являются волжский вход в канал, водораздельный участок канала и донской вход в канал со стороны Цимлянского водохранилища. 1. ВОЛЖСКИЙ ВХОД В КАНАЛСобственно «входом» или «воротами» в канал является шлюз № 1, поэтому зданиям, расположенным на нижней голове шлюза и выходящим в сторону Волги, уделено особое внимание. Эти здания решены как единое сооружение, скомпонованное в виде триумфальной арки высотой 40 м (рис. 1), в устоях которой размещены управления механизмами и электрохозяйства. В верхнем ярусе арки устроен кабельный переход. Арка завершается фронтоном с аттиком, на углах которого установлены декоративно-скульптурные композиции. На декоративных досках фронтона сделана надпись: «Слава советскому народу — строителю коммунизма». Рис.1 Шлюз №1 Триумфальная арка (вид со стороны Волги) В боковые пилоны триумфальной арки вкомпонованы обелиски, которые использованы для документальных надписей, относящихся к периодам гражданской войны и Великой Отечественной войны. Двухъярусная железобетонная причальная эстакада шлюза № 1, имеющая по всей трехсотметровой длине крупные арочные проемы, своими мощными конструкциями еще более подчеркивает масштабы триумфальной арки. На территории, примыкающей к шлюзу, построены здания Управления Волго-Донского канала имени В. И. Ленина. В архитектурный комплекс волжского входа в канал включен монумент И. В. Сталину (скульптор Е. В. Вучетич), а также 25-метровый маяк, возвышающийся на Capпинском полуострове. Маяк увенчан легкой колоннадой и украшен изображением носовых частей корабля, выполненных из металла (рис.2). Рис.2. Маяк у волжского входа в канал На стене основного постамента маяка, обращенной к Волге, накладными буквами сделана надпись: «Слава доблестным морякам Волжской флотилии, героически защищавшим Царицын (1918—1919 гг.) и Сталинград (1942—1943 гг.)». 2. ВОДОРАЗДЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАНАЛАВ состав сооружений водораздельного участка канала, являющегося вторым композиционным узлом, входят: шлюзы № 9 и 10, Варваровская насосная станция, железнодорожный и автодорожный мосты, а также водозаборы для оросительных целей. Шлюз № 9 завершает собой волжский, а шлюз № 10 открывает донской склоны канала. Шлюзы фиксируют начало и конец водораздельного участка канала — Варваровского водохранилища. Такое особое месторасположение этих шлюзов привело к более выразительному архитектурному решению их наземных сооружений. В соответствии с этим решением здания нижней головы шлюза № 9 выполнены в виде колоннад, обращенных в сторону камеры шлюза, которые воспринимаются как пропилен. Здания верхней головы этого шлюза, обозреваемые далеко с Варваровского водохранилища, решены в прямоугольных формах с устройством на них круглых колоннад, завершенных чугунными эмблемами (рис. 3). Здания нижней головы шлюза № 10 построены в виде башен, увенчанных колоннадой (рис. 4). Этот же архитектурный прием использован и для зданий верхней головы. Рис. 3. Общий вид шлюза № 9
Рис.4. Шлюз № 10. Нижняя голова О героизме Красной Армии в борьбе с интервентами и белогвардейцами в годы гражданской войны рассказывают надписи на торцовых стенах шлюзовых зданий, монумент и памятники, воздвигнутые в районе Варваровского гидроузла. На берегу, примыкающем к шлюзу № 10, установлены бронзовые бюсты героев гражданской войны: начальника штаба формирования X Красной Армии Н. А. Руднева, выдающегося деятеля большевистской партии Ф. А. Артема (Сергеева) и особоуполномоченного Революционного Совета X Красной Армии А. Я. Пархоменко. Бюсты героев гражданской войны выполнены: Н. А. Руднева — скульптором Н. Б. Никогосьян, Ф. А. Артема — скульптором П. И. Бондаренко, А. Я. Пархоменко — скульптором Л. Е. Кербель. На набережной перед поселком сооружен монумент героям обороны Царицына.
3. ДОНСКОЙ ВХОД В КАНАЛДонской вход в канал, расположенный в 8 км от г. Калача-на-Дону, является третьим композиционным узлом архитектурного комплекса, в который входят: шлюз № 13, Карповская насосная станция, монумент «Соединение фронтов», ограждающие дамбы с маяками и пассажирская пристань. При входе в канал со стороны Дона на концах ограждающих дамб установлены маяки. Пятикилометровые земляные дамбы подводящего канала обсажены двойными рядами пирамидальных тополей, что создает большую «водную» аллею, замыкающуюся шлюзом № 13. Здания управления нижней головы шлюза № 13, как и шлюза № 1, решены в виде триумфальной арки и являются «воротами» в канал со стороны Дона (рис. 5). Рис. 5. Шлюз № 13. Триумфальная арка (вид со стороны Дона) 23 ноября 1942 г. в районе города Калач-на-Дону было осуществлено соединение подвижных ударных группировок войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов, чем было завершено окружение и последующий разгром 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск. Этому историческому событию — соединению двух фронтов Советской Армии в 1942 г. — посвящены триумфальная арка и монумент, установленный на правом берегу у шлюза № 13. Скульптурная группа монумента (рис. 6) выполнена скульптором Е. В. Вучетичем. Рис. 6. Скульптурная группа монумента «Соединение фронтов». Эта же тематика выражена в крупных скульптурных барельефах на арке и завершающих ее скульптурных эмблемах. Барельефы выполнены скульптором Г. И. Мотовиловым. На фронтоне арки со стороны Дона сделана золотыми буквами надпись: «Слава победоносной Советской Армии». На другой стороне арки со стороны Карповского водохранилища надпись гласит: «Слава нашей великой Родине». Здания Управления верхней головы небольшие, перекрытые куполами и украшенные со стороны Карповского водохранилища пилонами. На каждом пилоне установлена скульптурная эмблема из чугунного литья. Фасады Карповской насосной станции, обозреваемые главным образом с дальних расстояний водохранилищ, имеют большие гладкие плоскости стен с тремя крупными арочными оконными проемами. Маяки, установленные на оголовках земляных дамб, аналогичны маяку, сооруженному на волжском входе в канал. У станиц Логовской и Ермохинской, расположенных на берегах Цимлянского водохранилища, намечено установить обелиски в честь героических сражений полков Красной Армии в гражданскую войну, а также обелиск в районе станции Чир, где в мае — июне 1918 г. войска Красной Армии под командованием К. Е. Ворошилова под ураганным огнем противника восстановили взорванный железнодорожный мост через Дон. Этим героическим подвигом были обеспечены переправа и выход войск непосредственно к Царицыну для участия в его героической обороне.
4. ШЛЮЗЫ ВОЛЖСКОГО И ДОНСКОГО СКЛОНОВС целью усиления идейно-художественного замысла архитектурные средства не распылены по всей трассе канала, а сконцентрированы только на главнейших участках, т. е. на входных узлах и на водоразделе. К этим узлам относятся шлюзы № 1, 9, 10 и 13. Остальные шлюзы как волжского, так и донского склонов канала в архитектурном отношении не являются узловыми, поэтому здания этих шлюзов решены в более простых архитектурных формах по единой технологической схеме. Строительство шлюзов тю типовой технологической схеме с минимальными габаритами было экономически целесообразно, так как позволяло унифицировать строительные конструкции и вести строительство индустриальными методами. Говоря о типизации шлюзов, нельзя смешивать понятие типовой технологической схемы с типовым проектом зданий шлюзов. Для большинства шлюзов Волго-Дона принимались типовая компоновка и типовая планировка помещений наземных сооружений, которые приводили к типовым габаритам наземных сооружений, но при этой типизации облик сооружений, как правило, был различен и каждый шлюз имеет свою индивидуальную архитектурную выразительность. Достигалось это средствами архитектурной пластики и скульптурными элементами, которые в той или иной форме применены почти на всех шлюзах. В отличие от сооружений канала имени Москвы на Волго-Донском судоходном канале была применена новая компоновка зданий механизмов, при которой служебные помещения, в том числе пульты управления и помещения для обслуживающего персонала, расположены в нижних головах шлюзов. Эта компоновка не только улучшила эксплуатационные условия, но и выгодно отличается в архитектурном отношении. Благодаря такому решению значительно уменьшились и упростились здания на верхних головах шлюзов, что позволило типизировать эти сооружения почти на всем канале. Немаловажную роль в строительстве играли разработанные типовые архитектурно-строительные детали, применявшиеся в зданиях всех шлюзов. Использование одних и тех же архитектурных деталей в различных сочетаниях позволило разнообразить архитектурный облик шлюзовых зданий. Помимо этого, заранее изготовленные на специальных заводах архитектурные детали способствовали сокращению срока строительства наземных зданий и повышению их качества. На волжском склоне канала возведено девять шлюзов, из которых семь шлюзов построены по типовой технологической схеме. Шлюз № 2 расположен на 3-м км канала, в черте городской застройки. Архитектура шлюза разработана с учетом постройки у шлюза в недалеком будущем многоэтажных жилых домов. На втором этаже зданий нижней головы расположены пилоны, а первый этаж имеет большие полуциркульные окна с решетками из чугунного литья. В композицию фасада включены балконы, обращенные в сторону камеры. На зданиях трансформаторной и насосной, зрительно представляющих собой постаменты, установлены декоративные якори (рис. 7). Рис. 7. Шлюз № 2. Нижняя голова. Шлюз № 3 расположен на границе города Сталинграда. Несколько отличная композиция башни нижней головы шлюза продиктована стремлением архитектурно подчеркнуть выход канала из города. В отличие от нижних голов других шлюзов башни шлюза № 3 имеют три этажа. Это придало сооружениям большую архитектурную выразительность. В цокольных этажах размещены полуциркульные проемы, а верхние два этажа обработаны пилястрами с капителями. На третьем этаже устроены балконы (рис. 8). Рис.8. Шлюз № 3. Нижняя голова. На торцах зданий шлюза № 4 со стороны нижнего бьефа установлены два крупных чугунных барельефа с изображением снопов, гирлянд и других декоративных элементов. Главным мотивом фасадов, обращенных в сторону камеры шлюза, являются четырех-колонные портики с балконами. По бокам каждого портика на стене установлены небольшие барельефы. Верхние и нижние площадки связаны наружными лестницами, идущими по земляным откосам вдоль зданий (рис. 9). Рис. 9. Шлюз № 4. Нижняя голова. На берегу небольшого водохранилища, против Чапурниковского поселка, сооружается 20-метровый обелиск, посвященный доблестным воинам Советской Армии, нанесшим в этом районе в апреле 1943 г. крупное поражение танковой армии немецко-фашистских войск, пытавшихся прорваться к Сталинграду. На шлюзе № 5 со стороны нижнего бьефа на торцах зданий установлены барельефы, посвященные героике труда советского народа, выполненные под фактуру стены из белого цемента. Важным элементом композиции фасада являются эркеры на вторых этажах, симметрично выходящие в сторону камеры. На первых этажах размещены полуциркульные окна, которые украшены металлическими решетками (рис. 10). Рис. 10. Шлюз № 5. Нижняя голова. На торцах нижних голов шлюза № 6 установлены ростры из листовой стали. Над рострами помещены барельефы, посвященные водному транспорту. Фасады зданий, обращенные в сторону камеры шлюза, имеют на втором этаже балконы с крупными полуциркульными проемами (рис. 11). Рис. 11. Шлюз № 6. Нижняя голова. В торцы зданий нижней и верхней голов шлюза № 7 вкомпонованы двухколонные портики. На втором этаже размещены эркеры. Во всех окнах установлены металлические решетки художественного литья. На торцах зданий шлюза № 8 со стороны нижнего бьефа установлены на специальных постаментах крупные чугунные горельефы, посвященные историческим событиям гражданской войны (скульптор М. Н. Смирнов). На щите левого горельефа сделана надпись: «Из этого района 15 июля 1918 г. началось успешное наступление частей Царицынского фронта на юг против белогвардейцев». На правом щите написано: «Здесь в 1918 г. Донецко-Морозовская дивизия, сформированная из рабочих Донбасса, героически сражались с белогвардейцами». Наиболее существенным отличием архитектурного решения являются открытые лестницы, расположенные у торцов зданий шлюза (рис. 12). Рис. 12. Шлюз № 8. Нижняя голова. На донском склоне канала из трех шлюзов два шлюза в архитектурном отношении могут быть отнесены к типовым, причем в обоих случаях для облегчения строительства использованы проекты, составленные для шлюзов волжского склона. Наземные здания нижних голов шлюза №11 повторяют архитектуру сооружений шлюза № 7, а здания шлюза № 12 аналогичны зданиям шлюза № 9 (рис. 13). Рис. 13. Общий вид шлюза №12 Между шлюзами № 10 и 11 в начале донского склона сооружено ремонтное заграждение, расположенное в створе Береславской земляной плотины, верхнее строение которого представляет собой два простых прямоугольных здания, (увенчанных карнизом с кронштейнами (рис. 14). Рис. 14. Ремонтное заграждение на судоходном канале у Береславского водохранилища. В непосредственной близости от шлюза № 11 находится здание водоприемника, соединенного водоводами с Мариновской насосной станцией. Фасад здания водоприемника, обращенный в сторону канала, имеет четыре портика с трехчетвертными колоннами, скомпонованными с полуциркульными окнами. На концах подпорных стенок водоприемника установлены декоративные обелиски (рис. 15). Водоприемник Мариновской насосной станции.
5. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И КОНСТРУКЦИИОсновной строительной конструкцией зданий механизмов шлюзов, насосных станций и других наземных частей сооружений Волго-Донского судоходного канала является монолитный железобетонный каркас со стеновым заполнением из силикатного или красного кирпича на цементном растворе. На ряде шлюзов, в частности на шлюзах №1,3, 10 и 13, в качестве стенового заполнителя для облегчения конструкций использовался пемзобетон. Для облегчения конструкций стен, возведенных над арочными проездами, при сооружении арок шлюзов № 1 и 13 применены крупноразмерные пемзобетонные плиты, установленные на металлическом каркасе из уголковой стали. Перекрытия выполнены из железобетонных плит по несущим монолитным железобетонным балкам. Кровля в большинстве случаев мягкая из рулонных материалов по железобетонным монолитным перекрытиям. Для наружного водоотвода устроены водосточные трубы из оцинкованного железа или железобетонные лотки. Сооружения канала имеют вид каменных зданий белого цвета. Онаружи их стены оштукатурены в два слоя: подготовительным слоем на обычном цементном растворе в 2 см и накрывочным в 1 см из раствора на белом цементе с мраморной крошкой. Для создания фактуры гладкотесанного камня после просыхания штукатурки производились бучардовка поверхности и разделка швов. Архитектурные детали (карнизы, сандрики, пояски, замковые камни, колонны и пр.) выполнялись заранее на заводах плит оболочек из бетона марки 170 с поверхностным отделочным слоем того же состава, что и для штукатурки фасадов. Всего на сооружениях капала было применено до 50 типов архитектурных деталей. Наружные и внутренние лестницы выполнялись сборными с железобетонными ступенями и покрывались слоем под фактуру стены или мозаику. Внутренняя отделка помещений отличается простотой, обычной для помещений производственного назначения. Стены и перегородки помещений покрыты известково-цементной штукатуркой и затем окрашены масляной или клеевой краской. Помещения с повышенной влажностью облицованы глазурованными плитками. Полы в машинных помещениях настланы метлахской или цементной плиткой по железобетонному основанию; в помещениях электроприборов (пульт, панели и пр.) полы паркетные, в большинстве случаев съемно-щитовые. Столярные изделия выполнены из пиленого дуба. Скульптурные работы выполнены из материала трех видов: большая часть из чугунного литья, часть из бетона и часть из листового металла. Все крупные скульптурные изделия имеют металлический каркас.
АРХИТЕКТУРА СООРУЖЕНИЙ ЦИМЛЯНСКОГО ГИДРОУЗЛААрхитектура сооружений Цимлянского гидроузла решена как составная часть всего Волго-Донского водного пути. Со стороны Цимлянского водохранилища панорама гидроузла воспринимается как единое сооружение, образуемое 13-километровой плотиной, зданием гидроэлектростанции, шлюзом № 14, головным сооружением Донского магистрального канала и сооружениями порта. Главными сооружениями являются здание гидроэлектростанции и водосливная плотина (рис. 16), архитектура которых решена в крупных членениях, соответствующих масштабу всего комплекса и окружающей природе. Но так как все сооружения Цимлянского гидроузла обозреваются не только с дальних расстояний, но и непосредственно с автомобильных и железнодорожных переходов, устроенных на плотине, архитектурные элементы и детали выполнены в расчете на восприятие их с близких расстояний (рис. 17). Рис. 16. Цимлянская водосливная плотина. Автодорожный мост. Рис. 17. Цимлянская водосливная плотина, пирс рыбоподъемника и здание гидроэлектростанции. Вид со стороны нижнего бьефа.
1. ЗДАНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ И ВОДОСЛИВНАЯ ПЛОТИНАЗдание гидроэлектростанции и водосливная плотина в архитектурном отношении представляют собой единое сооружение. Оконные арочные проемы на фасаде здания гидроэлектростанции расположены по осям агрегатов машинного зала. Въезд на монтажную площадку подчеркивают симметрично расположенные пристройки вестибюля. Металлическая решетка отделяет автодорогу от трансформаторов, расположенных открыто вдоль фасада здания (рис. 18). Рис. 18. Фрагмент фасада здания гидроэлектростанци Снаружи здание гидроэлектростанции оштукатурено под естественный камень раствором белого цемента с мраморной крошкой. Цокольная часть здания облицована сборными бетонными плитами. Архитектурные детали также сборные железобетонные с накрывочным слоем. Внутренняя отделка помещений в зависимости от их технологического назначения выполнена из различных материалов. Машинный зал высотой 21 м выполнен без применения сложных архитектурно-отделочных работ. Сводчатый потолок зала выполнен из сборных кессонированных железобетонных плит. Стены на высоту 2 м облицованы белой глазурованной плиткой, остальные части стен и потолок побелены; полы выстланы метлахской плиткой. На расположенных попарно пилонах установлены бра электроосвещения. Пол вестибюля здания ГЭС выстлан мраморными плитами. Полы всех остальных помещений настланы метлахской плиткой или паркетом; стены помещений в зависимости от их служебного назначения покрыты либо масляной краской, либо глазурованными плитками или побелены. Между водосливной плотиной и зданием гидроэлектростанции находится рыбоподъемник, состоящий из двух пирсов и башни, непосредственно примыкающих к гидроэлектростанции. Башня завершена фронтонами и увенчана 9-метровой скульптурной композицией, выполненной из листового металла. Фасады башни до портиков облицованы сборными плитами в одной фактуре с плитами фасадов здания гидроэлектростанции. На оконечности низового пирса рыбохода расположено здание механизмов с оконными проемами. На верхнем пирсе построена двухрядная подковообразная колоннада, поддерживающая рельс тельфера. Выразительное инженерное решение водосливной плотины потребовало незначительных архитектурных средств для его усиления. На бычках плотины, выполненных в крупных бетонных плитах оболочек, укреплены чугунные художественные барельефы. На шоссейном мосту, расположенном со стороны нижнего бьефа, установлены чугунные фонари освещения и ограждающая решетка из чугунного литья. Затворохранилище, с одной стороны примыкающее к земляной плотине, а с другой — непосредственно к устою водосливной плотины, архитектурно решено в виде рустованной плоскости с крупными арочными нишами. Цоколь фасада облицован бетонными офактуренными плитами, остальная часть стены оштукатурена так же, как и здание гидроэлектростанции. На высоком правом берегу, прямо по оси земляной плотины, на квадратном гранитном стилобате установлен монумент в честь строителей Волго-Дона, представляющий собой обелиск высотой 30 м. По углам стилобата установлены двухфигурные скульптурные композиции пятиметровой высоты, изображающие строителей, изыскателей и проектировщиков. Там же на правом берегу в начале прибрежного бульвара сооружен монумент (рис. 19) в ознаменование победы Советской Армии в Великой Отечественной войне (скульптор Н. В. Томский). Рис. 19. Монумент в честь победы Советской Армии в Великой Отечественной войне. 2. СУДОХОДНЫЕ СООРУЖЕНИЯГлавными архитектурными объектами судоходных сооружений Цимлянского гидроузла являются: здание управления верхней головы шлюза № 14, возведенное на подходе со стороны Цимлянского водохранилища, и здание управления нижней головы шлюза № 15, построенное на подходе с низовья Дона. Здание управления верхней головы шлюза № 14 представляет собой монументальную арку высотой 30 м. Такое архитектурное решение было вызвано желанием задекорировать ремонтно-аварийный затвор, постоянно находящийся в подвешенном состоянии между двумя зданиями верхней головы шлюза. Арка перекрыта фронтоном с аттиком, который завершен четырьмя чугунными скульптурными композициями. Внутри арки расположены помещения: механизмов, электрохозяйства, пульта управления и служебные. Со стороны камеры шлюза к арке примыкают двухэтажные здания механизмов рабочих ворот с одноэтажными пристройками насосных и помещения судопропускников. Архитектурные детали наружной отделки судоходных сооружений, как и всех других сооружений Волго-Дона, сделаны из сборного железобетона. В непосредственной близости от арки шлюза № 14 на полукруглой набережной в честь соединения пяти морей построен монумент в виде ступенчатого постамента, в который вкомпонованы скульптурные изображения носовых частей корабля. На постаменте установлена большая, отлитая из чугуна, скульптурная композиция (рис. 20), выполненная скульптором С. Н. Волковым. Рис.20. Шлюз №14. Справа монумент «Соединение пяти морей». После сооружения второй нитки шлюза и второй арки монумент будет располагаться в центре композиции. На оголовке восточной дамбы, ограждающей аванпорт, так же как и на подходе с низовья Дона, построены маяки по типу маяка, сооруженного у волжского входа в канал. Сооружения шлюза № 15 завершают архитектурный ансамбль не только Цимлянского гидроузла, но и всего Волго-Донского комплекса со стороны Дона. Здания управления нижней головы этого шлюза представляют собой две башни высотой 30 м, которые увенчаны 8-метровыми скульптурами донских казаков на конях (скульптор Г. И. Мотовилов). Башни архитектурно решены как постаменты под конные статуи (рис. 21). Рис.21. Шлюз № 15. Нижняя голова. Двухэтажные здания управления верхней головы шлюза № 15 построены с небольшим отклонением от принятой для шлюзов типовой схемы. На торцовых фасадах со стороны верхнего бьефа установлены на кронштейнах двухколонные портики, обрамляющие прямоугольные оконные проемы. Мосты через судоходный канал между шлюзами № 14 и 15 являются важной органической частью общей композиции судоходных сооружений. Каменные устои их отвечают архитектурной композиции всех сооружений гидроузла. Легкие арочные металлические фермы пролетного строения не препятствуют осмотру судоходных сооружений. Здание головного сооружения Донского магистрального канала, расположенное на расстоянии 1,1 км от шлюза № 14, выполнено в простых, но монументальных формах в общем архитектурном характере всего ансамбля. На главном фасаде, имеющем рустованный цоколь из облицовочных плит, по осям агрегатов расположены оконные проемы. Размеры и отделка помещений этого здания соответствуют его функциональному назначению. Речной порт расположен на левом берегу у конца земляной плотины. Перед подходящими к порту судами открывается перспектива речного вокзала, складских и служебных зданий. Здание речного вокзала объемом около 2 000 м3 в центральной части имеет портик с тремя арками, перекрытый фронтоном. Заканчивая краткий обзор архитектурного облика сооружений Волго-Донского комплекса, целесообразно сделать по основным вопросам следующие выводы. Как уже было сказано в начале раздела перед архитекторами была поставлена особая задача — решить архитектуру Волго-Дона, исходя не только из функционального назначения сооружений, но и из необходимости отразить в ней большое историческое значение Царицынско-Сталинградских сражений за Советскую Родину. Это обстоятельство привело к возведению таких сооружений, как триумфальные арки, монументы, памятники, мемориальные надписи, связанные с историческими событиями, имевшими место в районе канала, хотя эти архитектурные приемы Волго-Дона не являются характерными для обычных гидротехнических сооружений. Как положительное явление следует отметить ансамблевое решение всех сооружений судоходного канала и Цимлянского гидроузла. Архитектурные средства не распылены по всей трассе канала, а сконцентрированы на главнейших участках, что способствовало более выразительному построению всего ансамбля. В общем ансамбле каждый гидроузел представляет собой законченный комплекс с благоустройством и озеленением, в который входят как гидротехнические сооружения, так и поселки. Большинство наземных зданий шлюзов осуществлено по типовой технологической схеме, позволившей в значительной степени унифицировать архитектурно-строительные детали и вести строительство более современными индустриальными методами. Типизация архитектурных деталей, столярных изделий, металлических решеток, ограждений и деталей благоустройства позволила эти элементы заготовлять на заводах, что ускорило и удешевило производство архитектурно-отделочных работ. Однако наряду с положительным опытом архитектурного решения Волго-Донского комплекса сооружений следует остановиться и на недостатках, допущенных при его осуществлении. Следуя традициям русской классической архитектуры и стремясь критически подойти к классическому наследию, архитекторы Волго-Дона пытались по-новому решить архитектурные формы сооружений, но в ряде случаев не сумели достаточно творчески выполнить эту задачу. Повторение старых архитектурных форм особенно чувствуется в архитектуре Цимлянской гидроэлектростанции, шлюзов № 10 и 14, Мариновском водоприемнике, паромных переправах и остановочных пунктах. В ряде случаев не было достигнуто единство между архитектурным решением и конструкциями; в частности, это относится к аркам шлюзов № 1, 13 и 14. К недостаткам следует отнести чрезмерное увлечение декоративно-скульптурными элементами. В основном, правильно решая задачу синтеза архитектуры и скульптуры, как средство для отражения исторического значения района канала, авторы применили большое количество художественного литья в скульптурных композициях, якорях, декоративных решетках и элементах благоустройства территории. Изготовление и установка этих декоративных элементов привели к неоправданному увеличению стоимости строительства наземных сооружений. К недостаткам следует также отнести применение монолитного железобетона в перекрытиях наземных сооружений, мокрой штукатурки стен и недостаточную унификацию конструктивных элементов.
ОЗЕЛЕНЕНИЕ СУДОХОДНОГО КАНАЛА И ЦИМЛЯНСКОГО ГИДРОУЗЛАПосадки зеленых насаждений на судоходном канале и Цимлянском гидроузле можно разделить на два вида: декоративное озеленение и защитные посадки. Декоративное озеленение, осуществленное в виде садов, бульваров, лесопарков, живописных групп, аллей и партеров, является важным элементом благоустройства и одним из художественных средств, дополняющих архитектурный облик канала. Эти посадки сконцентрированы в основном у поселков и сооружений. Защитные посадки, осуществляемые вдоль берегов канала, предназначены для его ограждения от степных ветров и песков, характерных для района Волго-Донского судоходного канала. На судоходном канале и Цимлянском гидроузле предусмотрено озеленить более 2 500 га, в том числе декоративное озеленение на площади около 500 га, а посадки защитных полос более чем на 2 000 га. Некоторая часть посадок осуществлена крупновозрастными деревьями, большая же часть — саженцами и сеянцами, которые лучше приживаются и требуют меньших затрат. При составлении проектов озеленения и их осуществлении необходимо было учитывать сложные естественные условия и прежде всего такие факторы, как суховеи, засоленность почв и наличие бесплодных шоколадных хвалынских глин. Это потребовало весьма строгого отбора пород, которые могут приживаться в районах Волго-Дона. Некоторые первоначально высаженные породы не выдержали местных природных условий и в дальнейшем от посадок этих видов растений пришлось отказаться. В качестве основных древесных пород были приняты: акация белая, шелковица белая, вишня обыкновенная, вяз мелколистный, груша дикая, клен, тополь пирамидальный, яблоня дикая, ясень зеленый и др. Из кустарников использованы: акация желтая, бирючина (для создания бордюра), жимолость татарская, скумпия, смородина золотистая, лох, спирея японская и др. Породами, наиболее пригодными для посадок в различных районах канала, оказались акация белая (при весенней посадке), груша дикая и клен. В более трудных природных условиях, как, например, в районе Варваровского гидроузла, открытого степным ветрам и расположенного в месте выходов тяжелых засоленных грунтов, высаживаются: вяз мелколистный, клен ясенелистный, шелковица белая, дикая груша и яблоня, белая акация и лох. Наличие засоленных почв и хвалынских глин потребовало либо замены этих грунтов, либо подсыпки песка и растительного слоя. Кроме того, в ряде случаев осуществлена специальная дренажная система для отвода соленых вод во избежание вторичного засоления почвы. Такие мероприятия проведены на территории набережной у входа в канал в Сталинграде, где хвалынские глины подсыпаны на всей территории бульвара метровым слоем песка и затем слоем растительного грунта в 40 см. Песчаный слой нарушает капиллярность хвалынских глин и препятствует поднятию из нижних слоев на повepxность вредных растворимых солей. Для обеспечения стока излишней поливочной воды устроен дренаж со сбросом засоленных вод в канал. На макропористых, просадочных грунтах, распространенных ,на территории Варваровского и Мариновского гидроузлов и левого берега Цимлянского гидроузла, многие посадки производились с предварительным замачиванием грунтов, что способствовало выщелачиванию солей, сбрасываемых в дренажи. Посадки производились траншейным способом, так как залегающие на поверхности в естественном состоянии так называемые «мертвые» грунты не содержат необходимых для произрастания растений веществ, точно так же как и грунты, выброшенные с больших глубин и отсыпанные в кавальеры. В этих случаях ямочный способ посадки непригоден. Но и при траншейном способе посадки требуется систематическая подкормка удобрениями, так как объем растительного грунта, вносимого под одно дерево, не превышает 0,5 м3, что для нормального развития деревьев недостаточно. Ввиду отсутствия источников водоснабжения одним из наиболее сложных вопросов зеленого строительства являлось обеспечение молодых насаждений водополивом. Поэтому до заполнения канала водой посадки по берегам канала не производились; только в поселках и у сооружений, где имелись артезианские скважины, велось древонасаждение. Отсутствие водоснабжения привело к тому, что значительное количество посадочного материала, находящегося в пойме Дона, не могло быть использовано. Декоративное озеленение. Наиболее ответственными объектами декоративного озеленения канала являются входы со стороны Волги и со стороны Дона. На волжском входе озеленены набережные, распланированные как на левом, так и на правом берегах подводящего канала. Набережная, осуществленная на высоком берегу Волги и подводящего канала, представляет собой бульвар длиной 1 250 м и шириной 55 м. Береговая полоса бульвара создается в виде стриженой рядовой посадки мелколистного вяза, на фоне которой выделяется живая изгородь из шелковицы и бирючины (лигуструма). Декоративную группу на бульваре составляют цветущие кустарники: сирень (в защищенных местах), вишня обыкновенная, японская спирея и розы, а партерные посадки — цветы однолетники и многолетники. На другой стороне волжского входа в канал — на Сарпинской стрелке — разбит сад отдыха площадью 6,4 га, прибрежная полоса которого была высажена уже к моменту пуска канала в эксплуатацию. Озеленение территории шлюзов решено по единой типовой схеме с незначительными отклонениями в зависимости от конкретных условий (рис. 22). Территории озеленены главным образом рядовой посадкой вяза и стриженными бордюрами. На участках закругленных пал шлюзов созданы зеленые массивы из деревьев и кустарников (акация, вяз, шелковица), а в некоторых случаях высажены группы плодовых деревьев или яркоцветущих кустарников. Прилегающие к шлюзам дамбы и насыпи засеяны засухоустойчивыми травами. Рис. 22. Озеленение территории шлюза № 13. Вид со стороны Карповского водохранилища Большое внимание уделено лесопаркам, которые разбиты на территории между каналом и поселками. Такие парки (размером от 5 до 12 га находятся у Красноармейского, Чапурниковского, Варваровского и Ильевского поселков. Между Мариновским поселком и шлюзом № 11 запроектирован плодовый сад. Берега водохранилищ в местах расположения поселков озеленены (рис. 23). Рис. 23. Поселок Ильевский на берегу Карповского водохранилища. На правом берегу Цимлянского водохранилища у поселка гидроэлектростанции высажен парк на площади около 25 га (рис. 24 и 25). Рис. 24. Парк на правом берегу водохранилища у поселка Цимлянской ГЭС Рис. 25. Уголок парка у поселка Цимлянской ГЭС Из припоселковых посадок заслуживает внимания декоративное озеленение набережной Тундутовского поселка, выполненное в виде трехъярусной системы насаждения. Важное декоративное значение имеет озеленение ограждающих дамб у входа в канал со стороны Дона. Дамбы длиной около 5,0 км (правая) и 5,9 км (левая) озеленены двумя рядами пирамидальных тополей. С внутренней стороны канала на дамбах произведены посадки ивы, предназначенные для укрепления откосов дамб. Защитные посадки. Защитные посадки по трассе судоходного канала предусмотрены по берегам канала (рис. 26). На берегах водохранилищ эти посадки не предусматриваются, а производится берегоукрепление отдельных участков путем посадок древовидной ивы. Исключение составляет Карповское водохранилище, по берегам которого высажены лесополосы. Рис. 26. Защитная посадка по берегам судоходного канала в районе Береславокого гидроузла. На Цимлянском гидроузле по берегам судоходного канала защитные насаждения намечены в виде трехрядной посадки: двух рядов деревьев и одного ряда кустарников. Для защиты от ветра высокосидящих буксируемых судов приканальные насаждения должны иметь достаточную высоту, значительный фронт и плотность. Только при этих условиях можно создать зону относительного затишья по всей ширине канала. С этой целью защитные посадки по берегам канала за кавальерами создаются в виде полосы шириной 50 м при посадке деревьев в 16 — 20 рядов в шахматном порядке. При посадке саженцев расстояние между рядами установлено 0,7 м; в последующем по мере роста деревьев часть из них подлежит пересадке. Полосы озеленения на кавальерах в зависимости от ширины кавальера предусмотрены в три, пять и шесть рядов деревьев при расстоянии между рядами 1,5 м. В районах с неблагоприятным ветровым режимом, в частности на участке между шлюзами № 2 и 3, с восточной стороны канала предусмотрено устройство пятирядной полосы защитного озеленения; между шлюзами № 3 и 4 — шестирядной посадки на кавальере и защитной полосы за кавальером шириной 50 м. От шлюза № 4 до шлюза № 5 высаживается защитная полоса шириной 50 м. Водополив зеленых насаждений защитных полос производится передвижными насосными установками, смонтированными на небольших катерах. Все работы по насаждению защитных полос намечено осуществить в течение ближайших лет. Объемы выполненных работ по озеленению составляют: на судоходном канале (на начало 1956 г.) посажено деревьев более 106 тыс. шт. и кустарника около 200 тыс. шт.; площадь лесополос вдоль канала 12 га и по берегам Карповского водохранилища 19 га; на Цимлянском гидроузле (на конец 1956 г.) посажено деревьев 42 тыс. шт., кустарника 170 тыс. шт., разбито цветников и газонов 117 тыс. м2. Общая озелененная площадь более 62 га. По материалам Технического отчета о строительстве Волго-Донского судоходного канала имени Ленина, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений. Главный редактор академик С.Я. Жук. Москва. 1957 г. |