[Главная]                       [Содержание]                         [Информация]

Каспийское море

Льды  

Оживленная морская дорога Баку — Астрахань страдает не только от мелководья. С января по март Северный Каспий, до линии Махачкала — Форт Шевченко, затягивается мощным ледяным покровом. Навигация без ледоколов становится невозможной.

Льдом дольше покрыта северо-восточная часть моря. У Гурьева в суровые зимы ледяной припай может держаться пять-семь месяцев. Влияния теплых вод Среднего и Южного Каспия здесь совершенно не чувствуется.

Толщина неподвижного ледяного покрова достигает нескольких десятков сантиметров. Переменные штормовые  ветры взламывают льды, образуя торосы (иногда двухметровой высоты), превращают ранее неподвижный лед в плавающий, или дрейфующий, и сносят его к югу. Плохо, если в относ попадут охотники-тюленебои или рыбаки. В наше время людей спасают самолеты, а в дореволюционные годы попавшие в беду редко оставались в живых.

Почти ежегодно дрейфующий лед ветрами и течением доносится до района Махачкала — Дербент и даже южнее, угрожая нефтяным морским сооружениям западного берега. Тяжелые льды, приносимые сюда из Северного Каспия,— главная опасность для морских нефтяных промыслов средней части моря.

На юге лед под действием более теплой воды этой части моря слабеет, становится рыхлым и дробится волной.

В 1934 г. отряд научных работников провел первую экспедицию во льдах Северного Каспия. От восточного края дельты Волги экспедиция направилась на юго-восток, к мысу Бурунчук, и отсюда, пройдя несколько на восток, повернула на Гурьев и затем к месту выхода.

Научная работа отряда заключалась в определении свойств грунта, скорости течений, физических и химических свойств воды; брались также биологические пробы.

Километрах в пятидесяти от дельты Волги стали появляться первые храпы (торосы) — нагромождения льдов, образующиеся в результате столкновения ледяных полей. Вскоре на пути встретились и совершенно непроходимые ледяные поля, испещренные небольшими ледяными хребтами и трещинами, вытянутыми параллельно друг другу. Приходилось далеко обходить эти опасные участки.

По мере удаления от берега лед становился тоньше и все труднее было двигаться дальше. Встречались гряды торосов настолько длинные, что путешественники предпочитали прорубать для лошадей ледяные ворота.

Такая форма рельефа морского льда, когда ровные, словно каток, площади перемежаются с трещинами, едва затянутыми молодым льдом, и с хаотическим нагромождением ледяных глыб, свидетельствует о значительных подвижках ледяных полей при штормовых ветрах. Эти поля, как говорят рыбаки, «ходят всю зиму». Моряна поднимает уровень моря, вследствие чего лед взламывается. Внешний край ледяных полей разрушается непосредственно прибоем.

Экспедиции не удалась лишь вторая половина пути от дельты Волги до мыса Бурунчук: экспедиция попала в относ и отклонилась далеко на восток, к острову Кулалы.

В это время скорость дрейфа льдины, на которой находился отряд, измерялась очень простым и надежным способом: прорубалась широкая прорубь, в которую бросали гирю, привязанную к длинному размеченному на метры тросу. Благодаря небольшой глубине гиря ложилась на дно. По мере движения льдины трос все больше и больше «заглатывался» прорубью.

Теперь нетрудно было узнать, сколько метров троса вытравилось за минуту или за час, а это и есть скорость дрейфа. Направление дрейфа определялось по компасу, для чего натягивали трос так, чтобы он проходил над центром проруби.

В относе участники экспедиции испытали много тревожных минут. Невесело плыть на льдине, хотя бы и очень большой, на запад к «чистой» воде, с каждым часом убеждаясь, что пространство между льдиной и спасительным ледяным массивом все увеличивается.

Путешественники дрейфовали несколько  часов. Но вот наконец-то западный ветер вернул их обратно к «ледяному материку». Мороз, сменивший оттепель, за ночь крепко припаял к нему льдину.

Б.А. Шлямин. Каспийское море. 1954

<<Назад

Далее >>

Хостинг от uCoz