[Главная]                       [Содержание]                         [Информация]

Каспийское море

Волнение 

Волны на Каспии достигают больших размеров и почти не уступают черноморским, только несколько короче и поэтому круче.

Такие короткие и крутые волны опасны для маломерных судов, которых на Каспийском море большинство. На крупных судах в северной части моря плавать нельзя из-за мелководья, в то же время именно через эту часть и осуществляется основная масса морских перевозок.

При южном   ветре — моряне — волна получает наибольшее развитие. Вступая  на  мелководье с просторов Южного и Среднего Каспия, волны укорачиваются и становятся круче. Беда, если штормовой ветер переменит направление на обратное. Северный  ветер создаст тогда свою систему волн, бегущих навстречу волнам,— моряны. Тут-то и возникает опасная nолчея, погубившая немало рыбацких парусных посудин.

От свирепых ветров страдают не только парусные реюшки рыбаков, но и крупные современные суда, снабженные механическими двигателями. Так что Каспий не балует мореплавателей.

Сильное волнение ярко описано в следующем отрывке: «А перед вечером, вместо моряны с зюд-остовыми волнами, снова задул навстречу им  норд-вест, гнавший с севера несметные полчища собственных волн. И теперь волны били с двух противоположных сторон, лоб в лоб, сталкивались со всего разбега, останавливались, обнимались в обхват и вступали в яростную борьбу, вздымая при этом к небу белые пенистые хоботы. На чью сторону клонилась победа, на сторону ли зюд-оста или норд-веста, в начавшемся  в море хаосе трудно было  определить.

Побеждали где зюд-остовые волны, где норд-вестовые. И на очищенном для себя просторе волны-победительницы, распуская длинные, гладкие хвосты, с непринужденным видом хозяев, катились и катились, куда хотели. И в крепнувшем ветре эти отдельные волны-великаны, «девятые валы» долго еще не имели ни общего определенного  направления,   ни стройных параллельных рядов, а продолжали расползаться по всему морю в беспорядке, одиночками, словно выпущенные на свободу чудовищные змеи, драконы с высоко задранными над водой белыми головами, как бы высматривая, на кого бы еще обрушиться, кого бы еще сожрать» (Н. Никандров. Море. М. 1952 г).

При южных штормовых ветрах наиболее высокие волны возникают в пограничной полосе между Северным и Средним Каспием с глубинами 10—25 метров. Далее к северу волна распространяется в области, где глубины уменьшаются. На пути сила волны постепенно ослабевает в связи с трением о дно, а следовательно, уменьшается и высота волны.

Об этом можно судить по таблице размеров волн, которую мы здесь приводим. Рассматривая эту таблицу, следует иметь в виду, что пловучий маяк «Жемчужный» стоит на большем расстоянии от Астрахани и на больших глубинах, чем Двенадцатифутовый рейд.

Данные о волнах Каспийского моря

Пункт наблюдения

Наибольшая длина волн, в м.

Наибольшая высота волн, в м.

Наибольшая скорость распространения, в м/с

Наибольший период волн, в сек

Двенадцатифутовый рейд

14

1,8

2

7,0

Плавучий маяк "Жемчужный"

24

2,9

4,6

8,5

 

В открытом море между Баку и Красноводском бывают волны длиной до 80 м и высотой до четырех-шести метров.

Многие берега Каспия отмелы, и суда с морской осадкой не могут подойти к берегу, чтобы укрыться от шторма за каким-либо мысом или косой. На многих участках совсем нет таких укрытий. Судно, следующее, например, от Апшеронского полуострова до острова Чечень, с левого борта имеет почти ровную береговую, линию, лишенную бухт.

Норды и особенно зюд-осты, разводя крупную волну, находят здесь полный простор. Мешает судоходству обилие подводных и надводных камней, или рифов, а также и то, что грунт во многих местах плохо держит якоря. Старая поговорка каспийских моряков гласит «Сулак берег — не ходи, Чечень — якорь не клади».

В лоции 1884 г., о воздействии ветров на этот участок побережья, говорится следующее:

«NW не так опасны, как упорные SO. Они хотя и не имеют силы NW ветров, но при огромном волнении со всего моря и отражении его от берегов, производят ту неправильную морскую толчею, которая не только затрудняет плавание, но подвергает многие суда опасности, тем более, что от этих ветров негде и укрыться на пространстве от Чечня до Апшерона».

Это, конечно, правильно, ибо какой бы силы ни были северо-западные ветры, они не смогут развить крупной волны, особенно в прибрежной полосе, так как дуют с берега. Юго-восточный ветер гонит волну к дагестанскому берегу несколько сот километров, и она приходит сюда вполне развитой, обладая большой разрушительной силой.

На этом участке побережья разбился 11 сентября 1857 г. корабль знаменитой гидрографической экспедиции капитана Н. А. Ивашинцева и погибли все научные материалы первого года работы экспедиции. В отчете о кораблекрушении говорилось, что через 10 минут после первого удара о береговые скалы парохода уже не было.

Особенно много неудобства доставляют отмелые берега в Северном Каспии. Между Астраханью и Гурьевом дно моря имеет настолько малый уклон, что даже в 60 км от берега легко достать дно деревянным шестом. Неудивительно, что на этом пути для морских судов нет ни одного порта, ни одного убежища.

Далеко от берегов в море протянулись заросли тростника и камыша с черными тугими верхушками.

Крупнейший на Каспии по грузообороту порт Астрахань больше всего страдает от мелководья. Глубоко сидящие морские суда с грузом для Астрахани не идут дальше так называемого Двенадцатифутового рейда, где глубина не больше 3,5 метра.

Суда с меньшей осадкой подходят ближе к берегу, пользуясь искусственным Волго-Каспийским каналом, который ежегодно приходится углублять.

Б.А. Шлямин. Каспийское море. 1954

<<Назад

Далее >>

Хостинг от uCoz