[Главная] [Содержание] [Информация] Каспийское мореО морском транспорте |
||
Море — самый дешевый путь для перевозки грузов. Правда, на Каспии морские перевозки обходятся значительно дороже, чем на других морях СССР. Это связано с большими затратами на землечерпание и реконструкцию портов в связи с обмелением моря. Тем не менее Каспий имеет важное транспортное значение. Морской транспорт Каспия обслуживает порты четырех союзных республик — РСФСР, Азербайджанской ССР, Казахской ССР и Туркменской ССР, а также нашу внешнюю торговлю с Ираном. История современного судоходства на Каспийском море тесно связана с бурным ростом нефтяной промышленности Бакинского района в шестидесятых годах прошлого столетия. С этого времени появились на Каспийском море крупные пароходства, начали возводиться дорогостоящие портовые сооружения и т. п. В 1877 г. астраханцы братья Артемьевы построили первое в мире нефтеналивное судно, что положило начало перевозкам нефти из Баку в Астрахань и затем по Волге во внутренние районы страны в невиданных до того размерах. Так, например, в 1913 г. было перевезено по Каспию 6,6 млн. т грузов, из которых 80% приходилось на нефть. После Октябрьской революции в связи с общим ростом народного хозяйства и, в частности, добычи нефти значение Каспийского судоходства резко возросло. К началу 1940 г. грузооборот Каспийского моря составлял 45% грузооборота всех морей СССР. В настоящее время этот процент понижается в связи с ростом значения других морей. Так, например, в Балтийском море все расширяется обмен грузами между ленинградским портом, с одной стороны, и портами Польши и прибалтийских республик — с другой. Однако понижение удельного веса Каспия в общем грузообороте не может быть большим, так как постройка Волго-Донского канала приобщила и Каспийское море к мировой торговле. Главный порт Каспия — Баку. Он пропускает около 50% всех грузов, перевозимых судами Каспийского моря, и занимает одно из первых мест среди портов СССР. В предвоенные годы средний тоннаж каспийского торгового флота составил 253,5 тыс. т, то есть возрос по сравнению с 1913 г. более чем в три с половиной раза. В годы Отечественной войны поток грузов через Каспийское море не только не сократился, но даже увеличился. В настоящее время ежегодно через порты Каспийского моря проходят миллионы тонн самых разнообразных грузов. Из Баку в Астрахань идет нефть; в Красноводск, Бек-таш и Куули — хлеб, вода; в Махачкалу — нефть для нефтепровода на Грозный; через Бекташ во все порты Каспия доставляют сульфат натрия. Из Астрахани в Баку, Красповодск и другие порты идут лес, хлеб, соль. Через Красноводск вывозится хлопок, через Махачкалу — хлеб. Наряду с этими основными, по Каспию идут многие другие грузы — многочисленные промышленные товары, рыба, цемент, металл, пищевые продукты и так далее. В настоящее время перед советскими учеными стоит актуальная практическая задача — предсказание уровня Каспийского моря на несколько десятков лет вперед. «Высохнет ли наше морюшко?»,— спрашивают рыбаки Северного Каспия. На этот вопрос можно ответить вполне определенно — нет, не высохнет. Море будет изменяться, продолжая жить своей сложной и интересной жизнью. Годы с низким стоянием уровня сменятся годами высокого уровня, и так будет продолжаться до тех пор, пока не найдут наиболее разумного способа устранить эти колебания с помощью регулирующих гидротехнических сооружений. Проблема регулирования уровня таких огромных водоемов еще никем в мире не ставилась, и хотя разрешить ее очень трудно, но в условиях социалистического общества, вооруженного первоклассной техникой, она, безусловно, выполнима. Б.А. Шлямин. Каспийское море. 1954
|