Начало присоединения Среднего и Нижнего Поволжья было положено взятием Казани в декабре 1552г. Однако пока низовье Волги находилось во владении Астраханского ханства, Московское государство не могло контролировать водный путь. В 1554 г., умело использовав соперничество между правителями ногайских ханств и Крыма, претендовавших на астраханский престол, русские войска во главе с князем Юрием Пронским заняли город, передав власть своему ставленника Дервишу Али. В 1556 г. измена последнего и его бегство при приближении русской рати привели к присоединению Астрахани к Московскому государству. Татарская Астрахань (Хаджи-Тархан, Цитрахань) находилась на правом
(«крымском») берегу Волги, в 9 верстах от выше современного города, на урочище,
называемом Жаренным (Шаренным) бугром (близ современного села
Карантинного). Развившаяся в XIV в. из татарской деревни у целебных грязей, она
позже стала летней резиденцией бахчисарайских ханов. В XV в., благодаря
местоположению у перекрестка водных и караванных путей, Астрахань выросла в
значительный торговый город. Посетивший её в 1475 г. венецианец А. Контарини
отметил «свежие остатки больших зданий», разрушенных недавними набегами. О
благоустройстве города в первой половине XVI в. свидетельствуют строительные
остатки, изразцы и бытовые предметы. Вскоре после взятия Астрахани воевода И.С. Черемисинов убедился в
трудности удержания города, расположенного в открытой степи. Он добился
разрешения правительства перенести его на противоположный берег Волги, ниже по
течению. Для русской Астрахани Черемисинов выбрал место, надежно защищенное
природой, - незаливаемый полой водой Заячий (Долгий) бугор, отделенный Волгой
от набегов с наиболее опасной крымской стороны и окруженный волжскими притоками
и ильменями, соляным озером и болотом. По словам Ключаревской летописи, к
Долгому бугру «за 10 верст подойти было невозможно, кроме лодок, коих в то
время татары не имели». На западной оконечности Долгого острова, у впадения в Волгу реки
Кутума, И.С. Черемисинов и сменивший его в 1558 г. воевода и горододелец И.Г.
Выродков возвели крепость. При строительстве Астрахани был использован местный лес. Воевода
И.С. Черемисинов в своем донесении в Москву сообщал: «А как городу быть, я
начертил, где мы живем все здорово, на первый раз леса не надо, а рубить подле
бугра его, тут есть очень много». Быстроту возведения Астрахани можно объяснить использованием и
здесь того метода «сборного строительства», который И.Г. Выродков ранее
применил в период покорения Казани. Обосновавшись на новом месте, воевода приказал срыть татарскую
Цитрахань. О внешнем виде только что отстроенной Астрахани говорит посетивший
ее в 1558 г. А. Дженкинсон: «…внутри города кремль, обнесенный деревянною и
земляною стеной, и некрасивою, и непрочною. Строения и дома в городе, за
исключением помещений главных начальников и некоторых дворян, очень низки и
просты». Однако следует учесть, что панорама города вскоре обогатилась рядом
высотных элементов, выделивших кремль: в добавление к первой церкви Николая
Чудотворца в 1570 г. на его территории были возведены деревянные Троицкий
монастырь (с Троицкой, Введенской и Никольской церквами) и Сретенская церковь,
ставшая городским собором; затем на посаде вслед за срубленной в 1559 г.
Рождественской церковью появилась вертикаль церкви построенного там
Спасопреображенского монастыря. Среди городов региона, оставшихся до конца XVII – начала XVIII в.
Деревянными, Астрахань была исключением, поскольку ранние её деревоземляные
укрепления были вскоре заменены каменными. Это было обусловлено экономическим
процветанием города и ростом политического авторитета Астрахани как форпоста
Московского государства среди окрестных степных народов. Нападения на
Астрахань в 1569 и 1580 гг. со стороны Турции и Крымского ханства, не
примирившихся с потерей своего влияния и доходов в этом регионе, вызвали
срочную необходимость замены деревянных стен кремля каменными. В 1582 г. указом царя Федора Иоанновича «велено было поставить
восемь башен, в опасных местах большие, а в прочих – малые с тремя на каждой из
них бойницами. С восточной стороны построить башню просторнее других для
удобства подъезда». Для перестройки укреплений Астрахани из Москвы были присланы
градодельцы Михаил Иванович Вельяминов, Григорий Овцин и дьяк Дей Губастый.
Перевод в камень кремлевских стен происходил в основном в 1582-1589 гг.;
завершение работ растянулось до 1619 г. Для строительства были использованы
также камень и известь из остатков зданий Цитрахани и руин других городов
Золотой Орды. Вытянутый в направлении Волги треугольник кремля занял
территорию около 11 га. Ограждавшие его каменные стены впоследствии
неоднократно перестраивались, поэтому современный их периметр (1544 м) лишь
приблизительно соответствует первоначальному. С Юго-Запада к кремлю примыкал
Житный двор. Лобовая, обращенная к Волге кремлевская башня называлась Крымской.
Из проездных ворот выделялась Пречистенская башня-колокольня, отмечающая въезд
со стороны торга. Высота кремлевских стен в зависимости от рельефа колебалась
от 7 до 11,3 м, толщина – от 2,8 до 5,2 м. При возведении Астраханского кремля были использованы
планировочные приемы и опыт строительства кремлей в других русских городах,
сложившиеся там конструктивные элементы и архитектурные формы. Его сходство с
кремлями Тулы и Смоленска, с Белым городом Москвы очевидно; в частности, оно
проявилось в применении прямоугольных мощных башен с тремя ярусами бойниц,
завершении стен широкими двурогими зубцами. Строгая архитектура Астраханского кремля воплощает идею величия и
мощи русского государства. Индивидуальный архитектурный образ этого кремля
определяется его вписанностью в рельеф данной местности, точно найденными
пропорциональными его соотношениями с элементами окружающего ландшафта. После перестройки стен кремля старый деревянный собор перестал
соответствовать его новому масштабу. Возведенный на рубеже XVI-XVII вв.
каменный Успенский собор принадлежал к редкому в это время типу пятиглавых
кубических храмов и представлял собой оригинальное истолкование композиционной
схемы Успенского собора Московского Кремля в архитектурных формах и удлиненных
пропорциях конца XVII- начала XVIII в. Ясно читаемое сходство собора со
столичным прототипом в этом городе – оплоте у южной границы – напоминало о
единстве Астрахани с центром страны и о могуществе русской государственности. Собор был возведен зодчим Дорофеем Минеевичем Мякишевым рядом с
Пречистенской, въездной в кремль башней-колокольней (её высота с крестом
достигала 67 м). Своей высотой и монументальным объемом собор доминировал в
силуэте разросшегося городского ядра, возносясь над главами церквей и колоколен
кремля и Белого города, над шатрами их башен и поясом каменных стен. Внутри кремля, близ Пречистенских ворот, с 1593 г. деревянный
сретенский собор стали перестраивать в каменный, что было вызвано учреждением в
Астрахани в 1589 г. епископской кафедры (этот собор просуществовал до 1698 г.) Важность городских сооружений из камня вскоре подтвердил
грандиозный пожар 1599 г., уничтоживший и обнесенный деревянными стенами на
валу посад, и Житный двор с продовольственными запасами на несколько лет, но не
повредивший новых стен кремля и защищенных ими строений. Это сделало очевидной
необходимость возведения каменных укреплений также и вокруг посада. Посад, к
началу 1630-х годов окруженный кирпичной побеленной стеной с двенадцатью
башнями, имевшей по периметру 1185 саженей, получил название Белого города.
Проездными были семь его башен: ворота Спасские, Косые, Гарянские и Кабацкие
выводили к Волге и Кутуму, а Мочаговские, Решетчатые и Вознесенские были
обращены к напольной стороне. С возведением кремля и Белого города Астрахань
стала сильнейшей крепостью Поволжья. Среди городов региона Астрахань сразу же выделилась преобладанием
территории её быстро разросшегося посада над территорией крепости. Благодаря
чрезвычайно выгодному географическому положению города в него стекались
торговые люди из Ногайской орды, Дербента, Шемахи и Хивы. Их привлекали льготы,
предоставляемые московским правительством, а также перспективы проникновения на
обширный русский рынок. Уже в 1590-е годы близ кремля были построены Бухарский
и Персидский гостиные дворы. Торговище на посаде все более ширилось. В 1625 г.
близ Пречистенских ворот кремля выстроили Русский гостиный двор и рядом с ним
церковь Николы Гостиного – средоточие государственной торговли со странами
Востока. Торговую зону плотно окружала жилая застройка. За иноземными гостиными
дворами в первой половине XVII в. Был отстроен в камне Спасо-Преображенский
монастырь, слобода вокруг которого также разрослась. Планировка астраханского посада отличалась сравнительной правильностью,
обусловленной во многом его топографией и направлением главной его улицы. Из-за
вытянутости холмистой части Долгого острова с запада на восток кремль и Белый
город получили удлиненную форму. Южная и восточная стены Белого города
смыкались под прямым углом. Это предопределило близкий к регулярному характер
планировки городских слобод, чьи улицы ориентированы на ворота в этих стенах. С
1630-х годов на посаде были поселены конные стрельцы, слободы которых были
разбиты между Мочаговскими и Решетчатыми воротами. В результате к середине XVII
в. Астраханский посад значительно уплотнился. Во второй половине XVII в. с превращением Астрахани в
главный южный рынок Московского государства структура его центра
трансформировалась, подобно тому, как это произошло в Архангельске с развитием
там крупной международной торговли. Но здесь эта закономерность проявилась в
более благоприятной ландшафтной ситуации, позволившей территориально расширить
торговый центр посада, который занял половину Белого города. Значительный рост
торговли со странами Кавказа, с Персией, Хивой, Бухарой и Индией потребовал в
1660-х годах упорядочения зоны торговища и возведения обширных каменных
гостиных дворов. В 1663-1665 гг. перестройке подвергся Русский гостиный двор,
содержавший 75 лавок. Напротив него, у восточной границы торговища, в 1670-х
годах был сооружен каменный Индийский гостиный двор на месте деревянного
индийского двора первой половины XVII в.. Прямоугольное сооружение по
внутреннему периметру было обстроено 78 лавками, где одновременно жили
обитатели индийской колонии в Астрахани. Пространство двора было занято
амбарами, важней, конюшнями и баней; двор украшали цветник и здание кумирни. В
начале XVIII в.рядом выстроили Армянский двор, переведя туда торговлю со
старого Армянского гостиного двора, находившегося за Вознесенскими воротами
Белого города. Это довершило средоточение внешней торговли в центре крепостного
ядра Астрахани. Территория обширного торга была целиком заполнена рядами и
лавками. Уже к концу XVII в. переуплотненность этой зоны вызвала выведения ряда
видов торговли за её пределы, что привело к образованию в слободах Земляного
города и вдоль северо-восточных крепостных стен кремля и Белого города сети
взаимосвязанных торжков. Уже с начала XVII в. стала складываться третья структурная часть
Астрахани – Земляной город между Волгой и Кутумом. Возраставшая
переуплотненность кремля и посада вызвала вывод как селитьбы, так и вновь
учрежденных монастырей. В 1604 г. за главными(восточными) воротами посада был основан
Вознесенский монастырь, а Сретенский Долбилов женский монастырь (по определению
путешественника Ф. Котова, «из Троицкого монастыря выставка») в 1620-х годах
поместили за кремлевской стеной у Волги. Вокруг монастырей образовывались
бобыльские слободки, пополнявшиеся беглецами из татарского плена. К концу XVII
в вне черты каменных укреплений Астрахани сформировалось 11 слобод. Наряду с
монастырскими и новыми стрелецкими в границу города вошли также Армянская и
Татарская слободы. Деревянная стена на валу с 14 башнями полукружием охватила
юго-западную, южную и восточную части примыкавшей к каменным укреплениям
территории – от Крымской башни у Волги до северо-восточного угла Белого города. Во второй половине XVII в городская застройка
распространилась на территорию за притоком Волги: в Закутумье возникли садовые,
рабочие ремесленные и бурлацкие слободы со своими торжками. Панорама Астрахани, сложившаяся к концу XVII в., зафиксирована на
гравюре К. де Бруина (1703). Астрахань представлена им издалека, при приближении к ней по
Волге, видная во всей её целостности. Над уровнем широко раскинувшегося на
равнине города слегка возвышаются кремль и Белый город, выделяющиеся
крепостными стенами из плотной застройки обступивших их пригородов. По мере
приближения общая панорама Астрахани сменялась её укрупнявшимися фрагментами, и
на первый план постепенно выплывал величественный фронт кремля с его выдвинутой
к берегу Волги лобовой Крымской башней. Однако представления о своеобразии Астрахани как месте постоянных
контактов русского и восточных народов панорама города с реки почти не дает.
Между тем специфика крупного многонационального города остро ощущалась как в
его центре, так и на окраинах. Одним из главных сооружений торга Белого города
был Индийский гостиный двор, представлявший собой караван-сарай, широкий объем
которого был выделен со всех сторон из массы русской посадочной застройки
десятисаженным свободным пространством. Подобен ему был и позже вставший рядом
Армянский двор. Среди высотных акцентов Земляного города с его соседством
разнонациональных слобод поднимавшиеся над уровнем застройки силуэты русских
церквей сопоставлялись с силуэтами мусульманских мечетей с минаретами и со
своеобразными формами завершений армянских культовых сооружений. На берегу Волги, отделенный от кремля Мучным рядом, располагался
Татарский базар. К юго-западу от него находились Татарские слободы. Они
структурно выделялись среди деревянной застройки Земляного города материалом и
цветом глинобитных жилищ и ограждений из обмазанных глиной плетней Каждый из восточных народов, живших в городе или вокруг него,
вносил свои элементы жизненного уклада, архитектуры, организации окружающей
среды, которые определяли неповторимость национального колорита Астрахани –
столицы юга Русского государства в XVI – XVII вв. Из книги "Градостроительство Московского государства XVI -
XVII веков". М. 1994. |