[Главная]

Станица Нижне-Каргальская

 

Я побывал там летом 2006 года. С дороги Цимлянск-Шахты поворачиваю на станицу Мариинскую. От Мариинской надо двигаться вдоль Дона, на запад, чуть ли не на ощупь – дорога грунтовая и плохая. Подъем по дороге по склону вдоль одного из многочисленных оврагов, прорезавших берег по направлению к Дону – и вот она, за кладбищем – еще существующем, но, кажется, уже не используемом. Очень высокий для этих мест, метров 20, берег, изрезанный оврагами. За водой былым станичникам Нижне-Каргальской ходить было тяжеловато. Обрывы к реке, внизу пляж - в геологическом смысле. Равнину на левом, низком берегу видно чуть ли не до водораздела Дона и Сала. Можно различить станицу Большовскую и, кажется, хутора Морозов и Холодный. Удобно, набег татар или ногаев отсюда видно будет издалека, если они придут с юга. Если с севера, обойдя кругом, то, конечно, уже как получится. Правый берег сейчас распахан под поля, а раньше, видимо, была бескрайняя степь.

Станица, упоминаемая в росписи Фрола Минаева, которая датируется 1672 годом (роспись - это своеобразный доклад или отчет; атаман, схвативший Степана Разина, Фрол Минаев, рассказывал о состоянии дел на Дону в Посольском приказе в Москве), уже не существует. Она неоднократно за четыре века меняла свое местоположение, и сейчас ясно, что эта точка, где я стою сейчас – последняя. Население перебралось в Мариинскую (в Мариинской, кстати, интересная особенность – у каждого почти двора стоит сельхозтехника; частная, видимо, собственность). Опытный глаз, конечно, определит место (я сразу не определил и долго бродил вдоль берега) – там, где обрыв (если смотреть от Мариинской) только начинается – характерный бурьян другого цвета, чем остальная растительность, неровности-бугорки от разрушившихся строений. Такая полоса идет в длину метров 100, и в ширину простирается до действующей грунтовой дороги (тоже около сотни метров). Керамика встречается прямо на поверхности. Я нашел штык от лопаты непривычных очертаний – более округлый, что-ли, чем современные. У археологов такое бывшее неукрепленное поселение называется «селище»… 

На карте середины 19 века конфигурация станицы вытянутая вдоль затона Гулак реки Дон  с «отростком» на юго-восточном конце. Сейчас с места, где была станица, открывается красивый вид на затоны, которые образуют три рукава. Несмотря на то, что уровень Дона приподнялся с момента сооружения Константиновского гидроузла, рукава эти не сквозные, а теряются в камышах.

Вдоль обрыва летают, медленно и величественно, степные хищники, кажется, канюки. Наверху, там, где стояла станица, валяется множество створок моллюсков – перловиц. Видимо, канюки или коршуны их тоже (кроме рыбы и мышей) жрут, затаскивая на высокий берег. Видел еще здорового канюка, сидящего прямо на дороге. При приближении машины с неохотой взлетел. Он чувствует здесь себя хозяином.

Очень своеобразное ощущение от нахождения на месте былого поселения. Здесь даже стараешься говорить тише. Не всегда получается - ветер...

 

Степной Следопыт  

2006 г.

Станица Нижне-Каргальская

Протоки Дона. Главное русло здесь не видно


.Станица Нижне-Каргальская

Вид с обрыва, с места, где стояла Нижне-Каргальская. Перемычка, соединяющая острова, отгораживала один из рукавов уже в 20 веке - видимо, для разведения рыбы.


Станица Нижне-Каргальская

Вид вниз по течению. Здесь недавно был пожар


Станица Нижне-Каргальская

Вид вниз по течению. Вдали виден корабль на донском просторе.

 

Хостинг от uCoz