[Информация]                                                [Главная]

[Назад]                      [Содержание]                           [Вперед]

Российское государство и кочевые народы

 

Особенности вхождения кочевников в состав России. Восточные славяне достаточно рано познакомились с кочевым миром Евразии. Большие группы степняков переселялись в пределы Руси, пополняли местное население, растворялись в его среде. На протяжении столетий кочевые и оседлые сообщества при всем коренном различии своего социально-экономического уклада и образа жизни (подчас взаимном неприятии таковых) органично дополняли друг друга и, кроме войн и набегов, объективно нуждались в контактах между собой: торговых, соседско-дружеских и даже родственных.

История самого процесса вхождения кочевников в состав России весьма интересна и поучительна: был пройден путь от простого вовлечения в двусторонние контакты до разных степеней зависимости. Схема могла быть примерно следующей: согласие о мире (формула «другу другом быти, а недругу недругом»), о военном сотрудничестве («сто-яти на всякого недруга за один; кто тебе ратен будет — я тебе пошлю, а кто мне ратен будет — ты мне рать пошли»), о подчинении (принесение присяги-«шерти» — сперва устной, потом письменной, выдача заложников-«аманатов»); наконец, подданство (уплата дани, либо иных податей, исполнение службы, определение границ) и затем прямое включение в состав державы с назначением в ханства, орды и улусы царской военной и гражданской администрации .

При всем при этом приходится иметь в виду особенности сообществ у кочевых скотоводов: преобладание экстенсивного скотоводства, своеобразие социальной системы, так называемой «внешнеэксп-луататорской» деятельности («чужих» и даже «своих» оседлых групп), «генеалогическая» организация власти, слабое развитие собственности на землю и семейное владение скотом, раннее, но незрелое денежное обращение, диктат вождей с дружинами, религиозная (конфессиональная) специфика древних степных верований (подробнее см.: Викторин В. М. Потестарно-политические и правовые отношения у кочевых народов (взаимосвязь внутренних и внешних факторов) // Методологический анализ политического знания (Философские проблемы государства и права. Вып. 5). Саратов, 1988. С. 123-135).

Ученые, рассматривавшие оригинальное социальное устройство кочевых народов, обычно отмечали его дуализм — единство древних «родоплеменных» структур и военно-территориальных, «ордынских». В обоих случаях выделялись их «старшие» и «младшие» («большие» и «малые») части. Однако «знатность» не всегда подкреплялась богатством, так как последнее не очень надежно обеспечивалось посреднической торговлей и боевыми набегами. Многое определялось преобладанием у кочевников на данный момент одного из ведущих общественных состояний — «военно-кочевого» либо «аульно-кочевого» (Марков Г. Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976. С. 312-313).

В течение долгого времени кочевые народы служили для России «буфером» в отношениях с соседними, нередко враждебными ей крупными государствами (с Турцией, зависящим от нее Крымским ханством, Персией, позже с Китаем и др.). Вместе с тем большие группы кочевников во главе с вождями, откалываясь от собственных государственно-подобных образований, могли выбирать, за какую страну и государя им «заложиться», и, как увидим, легко и просто меняли свои пристрастия в политике.

Российское государство до поры не вмешивалось во внутренние дела кочевых орд, даже в борьбу между отдельными кочевыми народами (и тогда, когда обе стороны считались ее «подданными»). Более того, московское правительство нередко играло на противоречиях в среде кочевников, между ними и странами-соседями. Зачастую оно стремилось сбалансировать ситуацию, чтобы одни группы кочевников сменяли другие, выполняя нужные России функции.

Для проведения российской политики среди кочевников обычно направлялись выходцы из аристократии данных народов, либо их близкие обрусевшие потомки (пользовавшиеся в ордах опять же «генеалогическим» авторитетом), а также известные российские высшие военачальники и гражданские чиновники, ранее бывавшие и служившие на Востоке, часто еще и крупные ученые, умело использовавшие этнокультурную специфику (А. П. Волынский, В.Н.Татищев, И. И. Неплюев, Г. Ф. Миллер, И. В. Гудович, А. В. Суворов, А. П. Тормасов, М. Д. Скобелев, Н. Г. Столетов и др.).

Присоединение Казанского (1552 г.), Астраханского (1554-1556 гг.), затем Сибирского ханств (1581-1595 гг.) вывели Русское государство прямо к границам степей и кочевого мира, эти события сделали для него задачу использования в своих интересах кочевников — различных потомков тюрок-кыпчаков и монголо-ойратов (калмыков) — наиболее актуальной.

 

Хостинг от uCoz