[Главная]                                                [Информация]

Глава III.  Казачий период развития Дона (XVI-XVII вв.)

Казачий период развития Дона охватывает ту историческую эпоху, когда на Дону появляется казачье население и завершается вхождением Дона в российское государство, произошедшее в Петровскую эпоху.

В XV веке на Дону появляется новое население. Эти люди говорили на русском языке, в большинстве своем исповедовали православное христианство, однако отличались от русского этноса образом жизни, типом хозяйствования, системой управления, но, самое главное, своим менталитетом. Окружающие их этносы, и они сами называли себя казаками.

Само слово «казак» тюркское. Оно означает вольный человек. Современные казахи называют себя «казак», что и означает вольный человек. После распада монголо-татарских государств кочевники Казахстана, освободившиеся от их господства, стали называть себя вольными, свободными, т.е. «казаками».

В то время в Великой степи казаками называли свободных от любой власти людей.

Новые донские поселенцы не занимались кочевым скотоводством, как их предшественники на протяжении двух с половиной тысяч лет. Они не занимались землепашеством, как русские люди. В неспокойной степи, власть над которой оспаривали татары, турки, ногайцы, заводить долговременные постоянные поселения было бессмысленно. Казаки жили в труднодоступных лесных местах вдоль Дона и его притоков. Дон стал естественной крепостью для казаков. В лесах и на островах они строили городки, — военные лагеря и небольшие крепости, в которых можно было отсидеться в случае набега кочевников и пережить зиму. Основными занятиями казаков было рыболовство, охота и война с целью получения добычи. Донские земли в то время изобиловали дикими зверями, — медведями, лосями, косулями и т.д. Реки были полны рыбы.

В отличие от русских земель, где утвердилась деспотия московских царей, на Дону господствовал своеобразный военно-демократический строй, а казачьи сообщества можно рассматривать как очень своеобразные демократические республики. Высшим органом власти был круг, т.е. собрание казаков-воинов. Именно круг пешал все вопросы жизнедеятельности казачьего государства, принимал решения о войне и мире, судил провинившихся и избирал атаманов.

В Московской Руси все подданные царя от боярина до последнего холопа считали себя рабами государя.

На Дону изначально господствовал принцип личной свободы. Этот принцип свободы был в самой основе менталитета новых поселенцев донской земли.

В то же время казаки имели сильную военно-гражданскую административную власть в лице выборных атаманов. Атаман — тюркское слово, означавшее военного предводителя, имевшего право жизни и смерти над воинами в походе. Войсковые атаманы выбирались из числа наиболее уважаемых казаков и заслуженных воинов. На Дону атаман жил в главном городке войска (в конце XVI в. в Стыдном Имени — главном городке низового войска Донского; после Смуты до 1637 г. — в Монастырском городке; с 1637 до 1642 г. — в Азове; с 1642 до 1644 г. — в Раздорах; с 1644 г. — в Черкасском городке.

Атаманы возглавляли казаков в отдельных сухопутных и морских походах, созывали Войсковые круги, принимали на них послов Москвы и других государств.

На Войсковом круге избирали также помощника войскового атамана — войскового есаула и войскового дьяка. Войсковой есаул помогал атаману в созыве кругов и замешал его в случае отсутствия. Войсковой дьяк властью не располагал, но он руководил войсковой канцелярией и ведал перепиской казачьего войска.

Казаки усвоили те элементы монголо-татарского наследства, которые позволяли их предшественникам побеждать всех своих врагов. Прежде всего казаки заимствовали у монголо-татар жесткую военную дисциплину, приемы монголо-татарской стратегии и тактики, опыт степной войны, многие термины. В го же время казаки не приняли татарский деспотизм, поголовное рабство всего населения Орды.

Казаки сознательно приняли для себя необходимость твердой, военной дисциплины как фактора выживания сообщества. Дон первоначально не знал традиций царской бюрократии.

Казаки отличались одеждой от жителей Московской Руси. Они одевались в одежду, захваченную в ходе военных походов, поэтому национальная одежда казаков напоминала одежду турок или персов, но не жителей Московской Руси. Казаки носили кожаные сапоги, но не лапти. На Руси люди жили в бревенчатых избушках. На Дону казаки строили мазанки из подручных материалов, обмазанных глиной. Такое жилье, если его разрушали враги, можно было легко восстановить.

Жен казаки захватывали себе в походах, женились на пленницах из Турции, Персии, с Кавказа, татарских или ногайских улусов. Женшины становились боевыми подругами, способными разделить все тяготы воинского житья. Во время Азовского сидения 1637—1641 гг. казачки воевали с турками не хуже казаков-мужчин. Дон не знал порабощения женщины мужчиной. На Дону не существовало женского затворничества и Домостроя.

Южные гены изменили даже внешний облик казакои. Среди казаков стали преобладать сухопарые, кареглазые брюнеты. Изменилась их речь. В донском диалекте было очень много тюркских и даже монгольских слов (атаман, есаул, юрт, курень и т.д.).

Все эти факторы позволяют говорить, что в XVI веке на Дону стал складываться новый этнос, — казаки. Подобно тому как переплывшие Атлантический океан англичане стали американцами, так и покинувшие Московскую Русь беглецы стали казаками. В том и другом случае новый этнос возник из самых энергичных, пассионарных людей. В условиях постоянной войны с аборигенами выжить смогли только те индивидуумы, которые прошли самый серьезный естественный отбор. В том и другом случае новые этносы пополнялись представителями самых различных этносов, принимавших образ жизни и менталитет новых этнических образований.

Первые сведения о возникновении казачьих сообществ относятся к первой половине — середине XVI века. В 1521 году на Дону практически отсутствовало население, а в 40-х годах XVI века ногайцы жалуются на казачьи набеги. Именно в эти двадцать лет возникают первые казачьи городки.

Известно, что казаки участвовали в походах Ивана Грозного на Казань и Астрахань, в качестве вспомогательных воинских контингентов. К 70-м годам XVI века относятся первые грамоты царского правительства, направленные донским казакам.

Во второй половине XVI века обозначились основные районы расселения казаков на Дону. Одна группа казаков оседала в районе среднего течения Дона. В районе Вешек. В этих местах Дон сближается с Волгой, и казакам было удобно ходить в походы на Волгу и далее на Восток, — в Персию и Закавказье.

Другая группа казаков селилась на Нижнем Дону, вплоть до Азова. Эти места изобиловали рыбой. За Азовом начинались турецкие владения, которые казаки регулярно грабили. В Приазовье находились кочевья ногайцев и татар, постоянно подвергавшиеся нападениям казаков. Устье Дона открывало дорогу в Азовское и Черное море, и тем самым путь к малоазийскому побережью Турции. Казаков, живущих по среднему течению Дона, называли верховыми, а живущих в устье Дона, — низовыми. Низовые казаки считались главным войском. Они получали основную часть царского жалования.

Первоначально казаки составляли отдельные ватяги. Первыми объединились низовые казаки. Они создали в конце XVI века атрибуты постоянной государственной власти, — Войсковой крут постоянную власть Войскового атамана.

Война, походы за добычей, «за зипунами» язлялись одним из видов хозяйственной деятельности казаков. Казаки успешно воевали верхом на конях, не уступая татарской коннице. У татар и ногайцев казаки угоняли табуны коней и гурты скота. Кроме того, казаки ходили в походы на стругах, гребных судах. На стругах они ходили в походы по маршрутам, разведанным еще древними руссами, в Персию, Закавказье, Малую Азию.

В 1623 году казаки разграбили окрестности Стамбула. В 1625 году захватили и разграбили Трапезунд и Синоп.

Азов и его окрестности казаки грабили регулярно. Дело дошло даже до того, что жители Азова выплачивали казакам дань, дабы спастись от казачьих разбойничьих набегов.

Захваченную добычу делили, «дуванили» после возвращения из походов. Пленных христиан, захваченных на Востоке, как правило, отпускали на волю, остальных пленников продавали работорговцам или выменивали на пленных христиан.

В 1594 г. русский посол Д. Истленьев составил список поселений донских казаков, где назвал 31 городок по Дону и указал четыре городка по Северскому Донцу, три — на Медведице.

В конце XVI века численность казаков достигла того уровня, что они смогли выставить в поддержку Лжедмитрию I 10 тысяч казаков.

После потерь Смуты на Дону проживало около 5 тысяч человек. Во время захвата казаками Азова в 1638 году их численность выросла до 10 тысяч. Во второй половине XVII века численность казаков достигла 14 тысяч человек. Постоянная война приводила к естественной убыли казачьего населения. Естественный рост населения в результате рождения детей естественно существовал. Однако он не мог покрыть колоссальную смертность среди казаков. Пополнение казачьего этноса шло за счет бегства славянского населения Руси и Речи Посполитой на Дон. Вновь пришедшие на Дон беглецы очень быстро принимали казачий менталитет и сливались с ранее жившими на Дону казаками. Царские грамоты обращались к «старым» и «новым» казакам. В России в XVI веке усиливается процесс закрепощения населения. Русское население сопротивлялось. Одной из форм сопротивления явилось бегство на Дон. Опричнина и террор Ивана Грозного также способствовали бегству населения на Дон, причем спасались от террора не только крестьяне, но и горожане, и даже дворяне и бояре. В числе атаманов казаков источники называют князя И.В. Друцкого.

Неурожаи и прочие стихийные бедствия, особенно частые на рубеже XVI—XVII вв., приводили к усилению потока беглых на Дон.

После слияния Польши и Литвы в Речь Посполитую в середине XVI века на Украине значительно усиливается социальный и национальный гнет. Каждое восстание украинских крестьян и казаков XVI-XVII вв., подавленное польским правительством, вызывало массовое переселение на Дон украинцев, спасающихся от террора властей.

На Дон уходили и обычные преступники, спасавшиеся от правосудия. Однако на Дону господствовало обычное право или право обычая. Нарушившему обычай-закон казаку выносился один приговор. Во время войны атаман мог казнить провинившегося так, как он считал нужным; в условиях мирного времени приговор выносил казачий «круг». Наказание было одно, — «в куль и в воду».

Осужденного казака топили в Дону. Такое законодательство быстро превращало даже закоренелых преступников в законопослушных казаков.

С момента своего возникновения казаки отстаивали принцип убежищ. «С Дону выдачи нет». Любой человек, сумевший добраться на Дон, получал право свободно жить в казачьей республике.

Московские государи понимали, что уничтожить казачье государство, затерянное в лесах вдоль поймы Дона, практически невозможно. Русские власти пытались ограничить приток беглых на Дон всей силой полицейского аппарата, однако решить проблему беглых они не смогли.

Казаки были вынуждены вести постоянную войну с кочевниками — татарами и ногайцами, и турками. Эта война отвлекала эти народы от нападений на Русь. Получилось, что казаки, решая свои задачи, выполняли роль живого щита России. Русское правительство во второй половине XVI века решило использовать казаков в своих интересах. Для ведения постоянной войны казаки нуждались в огнестрельном оружии, в порохе и свинце. Кроме того, казакам не хватало продовольствия и прежде всего хлеба.

Русское правительство начало посылать на Дон обозы. В 1571, 1584, 1592,1593 и 1594-х гг. московские власти присылала на Дон жалование деньгами, хлебом, вином, порохом, свинцом, селитрой (для пороха), ядрами и сукном. Однако попытки царских властей навязать казакам атаманов, угодных Москве, окончились полным провалом.

В 1592 году правительство направило казакам в «головы» боярского сына Петра Хрущева. Казаки отказались служить московскому чиновнику.

Казаки сохраняли полную самостоятельность своей республики и действовали в направлении московских интересов только в том случае, если они совпадали с их собственными. Зачастую казаки нападали на окружавшие их этносы даже тогда, когда московское правительство пыталось сохранить с ними мир.

Так, в 1594 году царь Борис Годунов потребовал от казаков прекращения набегов на турок Азова. Тем не менее казаки продолжили войну, и царь наложил на казаков опалу. В низовьях Дона была построена крепость Царев-Борисов, которую казаки разорили.

В первой половине XVII века казаки категорически отказались приносить присягу московским царям.

Казаки сопровождали русских, турецких и татарских послов через свои земли, что расценивалось русским правительством как род службы Московскому государству. Однако необходимо помнить, что пройти без вооруженной охраны и проводников через разбойный Дон было просто невозможно. Кроме того, немало послов, как русских, так и турецких, сложили свои головы по приговору Войскового круга, если они в чем-то не угодили казакам.

Ученые издавно спорили о происхождении казачества.

Историки XVIII века не хотели принимать теорию происхождения казачьего этноса из разбойников и беглых холопов. Происхождение казаков выводилось из древнерусского населения Тмутараканского княжества и жителей Белой Вежи, или из казачества Запорожской Сечи.

Н.М. Карамзин отстаивал беглохолопскую теорию происхождения казачества, рассматривал их как потомков разноплеменной банды разбойников, обосновавшихся на Дону.

Казачьи историки начала XX века искали предков казаков среди легендарных амазонок или пограничной стражи хазарских каганов, благополучно пережившей целые эпохи.

Советские историки разделяли теорию о происхождении казаков из беглых крестьян Московской Руси. Приток казаков на Дон они связывали с усилением процесса закрепощения крестьян на рубеже XVI—XVII веков.

Предшественниками казаков они представляли различные группы славянского, христианского населения, проживавшего на Дону в период, предшествующий татарскому вторжению (бродники), и в период господства на Дону Золотой Орды (новгородские ушкуйники).

Крупнейший русский историк-эмигрант С. Г. Сватиков, чья точка зрения представляется наиболее обоснованной, оценивал донскую республику как вольную колонию русского народа. Казачество он рассматривал как особый этнос, а начало его истории он связывал с серединой XVI в.

Казаки как энергичная пассионарная сила активно участвовали в противоречивых событиях XVI—XVII веков. Они активно поддержали Лжедмитрия I в его притязаниях на русский престол. Казаки не забыли о своем происхождении и враждебно относились к царскому правительству. Помимо того, войну в пределах России они рассматривали как источник дохода. Казаки активно участвовали в движении Ивана Болотникова. На помощь Болотникову с Дона в 1607 году прибыл отряд под руководством самозванца «царевича Петра».

Казаки приняли непосредственное участие в борьбе с войсками Василия Шуйского на стороне Лжедмитрия II. Отряды казаков превратились в шайки бандитов. Они грабили русское население, — крестьян и горожан. Бесчинства казаков напомнили о временах монголо-татарского ига. Они привели к восстанию городов центральной России и формированию партизанских отрядов для борьбы с казаками-разбойниками.

Вторжение в Россию польских войск в 1609 г. вызвало неодназначную реакцию казаков. Часть казаков во главе с И.Заруцким поддержала поляков. После убийства Лжедмитрия II казаки Ивана Заруцкого начали борьбу с поляками в составе первого ополчения.

В время второго ополчения в 1612 году казаки разбили под Москвой свой лагерь и грабили окрестности столицы. Атаман Иван Заруцкий вступил в тайные переговоры с поляками, захватившими Москву. Во время атаки поляков на войска К. Минина только обещание Троицко-Сергиева монастыря заплатить казакам заставило их поддержать русских ополченцев.

Казаки вели себя в России как иноземные захватчики. Это было связано прежде всего с тем, что казаки являлись иным этносом, рассматриваюшим «москалей» как источник добычи. Способ существования казачьего этноса базировался на разбойных войнах. В этом плане казаки не особенно считались с общностью происхождения великороссов и казаков.

Участие казаков в событиях Смутного времени являлось не самым достойным эпизодом их истории. Однако в первой половине XVII века казаки участвовали в событиях, принесшим им немеркнувшую славу.

Основным центром агрессии против России являлась Турция. Крымские татары являлись вассалами турок. В XV—XVII веках нападения татар и ногайцев на русские земли были постоянными. Форпостом турецкой агрессии был город Азов. В XVII веке турки превратили Азов в первоклассную крепость. Крепость Азов была окружена валами, потрясающими воображение. На валах находились мощные крепостные сооружения, включавшие, помимо стен, 11 башен. В крепости постоянно находился гарнизон из 4 тысяч янычар. Русский царь Петр I не сумел в конце XVII века взять Азов с первого раза. Он был вынужден построить флот и только с его помощью, во время второго похода, принудить Азов к сдаче.

9 апреля 1637 года на Монастырском острове собрался Войсковой круг, на котором было принято решение о захвате Азова. Казаки зарубили турецкого посла, направлявшегося в то время через их земли в Москву, и 21 апреля начали военные действия вокруг крепости. Донцов поддержали запорожцы. Казаки приступили к планомерной осаде, прорыли подкоп и 18 июня взорвали стены крепости.Турецкий гарнизон оыл уничтожен. Казаки перенесли вАзов свою столицу. В городе собралось 10 тысяч донцев и много запорожцев. Царское правительство поспешило заявить турецкому султану о самовольном захвате города казаками, указывая при этом на самостоятельность донской республики.

Военные действия в Европе помешали туркам бросить все силы на отвоевание Азова. Только в июне 1641 года 200 тысячная турецкая армия подошла к Азову. За четыре года, прошедшие с момента захвата крепости, казаки восстановили ее укрепления и, более того. значительно их усилили. Однако туркам противостояло около 6 тысяч казаков. Турки предприняли пять штурмов крепости, сопровождавшиеся бешеной артиллерийской подготовкой. Турки построили вал, превосходивший валы Азова, и с него вели стрельбу. Одновременно турки прорыли 17 подкопов под крепость. Казаки прорыли свои контрподкопы и взорвали турецкие подкопы. Они постоянно тревожили турок своими вылазками. Казаки потеряли половину своего гарнизона и 25 сентября 1641 года пошли на прорыв. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что противник оставил свой лагерь.

После страшной битвы казаки понимали, что не смогут удержать Азов своими силами. Они предложили московскому правительству принять Азов в русское подданство. В 1642 году в Москве был собран Земский собор для решения вопроса о судьбе Азова. Россия была очень сильно ослаблена после Смуты и не могла в то время выдержать тяготы новой большой войны. Вхождение Азова в состав России неминуемо означало большую войну с Турцией. Поэтому Москва решила Азов не занимать и предложила казакам оставить город. Казаки покинули Азов в конце мая 1642 года.

«Азовское сидение» показало, что казаки превратились в грозную военную силу. В то же время оно ясно показало, что бывшие разбойники и беглецы всех мастей сплотились в этнос, способный решать самые сложные задачи и отстаивать свое существование в борьбе с самыми могущественными врагами.

Весь XVII век казаки активно воевали с Турцией, крымскими татарами и ногайцами. После захвата Азова турки значительно укрепили крепость и построили новые укрепления на Дону, мешавшие казакам совершать морские походы. Однако казаки нашли способ обходить турецкие укрепления в низовьях Дона и нападать на коренные турецкие земли и Крым.

Вскоре донцы напомнили о себе как о серьезной силе и во внутрироссийских социально-экономических и политических процессах.

После принятия Уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян приток беглых на Дон резко возрос. Беглец, пришедший на Дон становился казаком, но он, в отличие от «старых», «домовитых» казаков, не имел имущества и оружия и назывался «голутвенным» казаком. Оружие было необходимо для выживания и для обороны, и для разбойничьих походов.

«Старые», «домовитые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для осуществления разбойничьих экспедиций за определенную долю добычи.

Голытьба, после того как турки в 1660 году практически закрыли казакам путь в Азовское и Черное моря, устремила свои взоры на Волгу, где грабила царские и купеческие караваны и богатые рыбные промыслы. Московские власти требовали от войска Донского усиления борьбы с казаками-разбойниками. Казачья старшина не проявляла особой настойчивости в борьбе с казачьими разбоями, т.к. зачастую донские старшины и домовитые казаки тайно участвовали в этих экспедициях на правах организаторов и финансистов. Казаки были убеждены в своем праве на грабеж неказачьего населения.

Еше одним острым вопросом во взаимоотношениях между московским правительством и казаками была проблема приема на Дону беглых, что мешало проведению в жизнь крепостнических норм Соборного уложения. В 1666 г. Москва впервые потребовала выдачи с Дона беглых крестьян. Однако войско Донское твердо придерживалось принципа невыдачи людей с Дона и считало его одной из основ казачьей самостоятельности. Само существование казачьего этноса напрямую зависело от притока на Дон смелых и энергичных люлей, преодолевших все барьеры на своем пути. Людей, способных променять сытую и скучную жизнь крепостного на полную опасностей жизнь казака, променять рало на саблю.

В 1667 году отряд голытьбы во главе со Степаном Разиным отправился в разбойничий поход.

Сам Разин происходил из домовитых, потомственных казаков по отцу и по матери. Он родился на Дону около 1630 года, и к 1667 году был известным казаком. Он участвовал во многих казачьих экспедициях, выполнял важные поручения дипломатического толка.

Первоначально его отряд попытался прорваться в Азовское море, но это ему не удалось. Тогда С. Разин увел свой отряд на Волгу. На Волге разинцы занимались самым настоящим разбоем. Они грабили купеческие караваны. Спустившись вниз по Волге, Разин не встретил серьезного сопротивления. Он перезимовал и весной 1668 года напал на владения иранского шаха в Закавказье и на южном берегу Каспийского моря. В иранском фольклоре С. Разин остался как страшный беспощадный разбойник. Он разграбил Дербент, Решт и другие города, разгромил флотилию иранского шаха и летом 1669 года с огромной добычей вернулся в Россию.

Царское правительство амнистировало разинцев, и они беспрепятственно смогли вернуться на Дон. Московские власти понимали, что уничтожение такого сильного отряда разбойников потребовало бы огромных сил, тем более что разинцы доказали свою боеспособность в Иране. Поэтому для российского государства пропуск разинцев на Дон был самым выгодным решением. Москва предполагала, что награбленная разиниами добыча успокоит донскую голытьбу и снимет социальную напряженность на Дону.

Однако события на Дону развивались по другому сценарию. К Разину стала стекаться вся донская голытьба, увидев в нем вождя, способного привести к победам в новых походах «за зипунами». Персидскую добычу разинцы очень быстро прогуляли. Необходимо было вести армию, которая возникла вокруг Разина в новый поход. Объектом похода стала Россия. В Черкасске на Войсковом кругу Разин убил царского посла. Тем самым он объявил войну Московской Руси. Весной 1670 года Разин во главе армии в 7 тысяч человек выступил на Волгу. Он захватил Царицын и Астрахань, Саратов и Самару, но в октябре 1670 года потерпел поражение под Симбирском и вернулся на Дон в Кагальницкий городок. Разин надеялся собрать новую армию для продолжения войны. Низовые казаки опасались, что разинская авантюра приведет к карательной экспедиции московских властей. Между разницами и домовитыми казаками началась гражданская война, окончившаяся пленением Разина. Впервые казак был выдан Москве. 6 июня С. Разин был четвертован в Москве.

После поражения С. Разина царское правительство потребовало от казаков принесения присяги верности. В 1671 году казаки на Войсковом кругу приняли решение о присяге московским царям. С этого времени Дон стал вассальным по отношении к России государством. По условиям присяги казаки обязывались выдавать государственных преступников Москве, тем самым нарушался важнейший принцип существования Дона, — право убежища.

Разинское движение показало московским властям действительную силу нового этноса. Казачий этнос угрожает самим основам Московской Руси. Любой новый этнос стремится к расширению своего влияния, своих территориальных границ, что ясно показало разинское движение. Однако казачий этнос строил свое существование в основном не на использовании ресурсов породившего его ландшафта, а на грабеже других народов. Такой путь не имел перспективы.

На рубеже XVII—XVIII веков породившие казаков великороссы переживали период грандиозной трансформации, связанный с деятельностью Петра Великого. Изменение великороссов вызвали серьезные перемены в образе жизни казачьего этноса. Грабеж окружающих народов как основная форма хозяйственной деятельности стал невозможен в силу политики империи великороссов. Пополнение этноса за счет великороссов стало невозможнр по той же причине. Однако казаки не погибли. Они сумели вписаться в окружающий их ландшафт, превратившись из воинов-разбойников в воинов-тружеников. Этот процесс был противоречивым. Он сопровождался подчинением независимой донской республики российской империи. Казаки сопротивлялись, воевали с войсками империи. В итоге империя победила. Казаки вошли в состав российской империи на правах ограниченного, однако автономного образования. Казаки сохранили свою самобытность. Более того, в российской империи казаки получили особые права и обязанности. Быть казаком в России стало почетно. Если раньше казак был синонимом слова разбойник, бунтарь, то в российской империи казак стал синонимом оплота многонациональной российской империи.

Подчинение Дона Москве началось с азовских походов Петра Великого.

 

"История Донского Края."  К.Г. Малыхин. 2006 г

Хостинг от uCoz