|
Глава I. Дон в древности. Индоевропейская эпоха в истории ДонаЧеловечество насчитывает два вида. — «человек разумный» и неандерталец. Неандерталец, названный так по месту первой находки в Германии, жил примерно 250-35 тыс. лет назад и в последние тысячелетия своего существования соперничал за место под солнцем с человеком современного вида, или кроманьонцем, гакже названным так по месту первой находки во Франции. Жившие на Дону неандертальцы занимались охотой и собирательством, используя грубые каменные орудия. Археологи обнаружили каменные орудия неандертальцев у берегов Азовского моря, и Неклиновском районе. Неандертальцы жили коллективами, напоминавшими будущие общины. Примерно 40 тыс. лет назад неандертальцы были вытеснены кроманьонцами. Кроманьонцы практически ничем не отличались от современных людей. Эти новые люди жили уже в новых коллективах, основу которых составлял материнский род. На Дону стоянки кроманьонцев были представлены находками в Каменной балке и районе Нижнего Дона. Примерно 12 тыс. лет назад произошло глобальное изменение климата. Он стал теплее. Ледник, покрывавший значительную часть Европы и Азии, начал стремительно таять. Ледник был покрыт нанесенной ветрами почвой. На нем паслись стада крупных животных — мамонтов, оленей, шерстистых носорогов и т.д. Эти животные составляли основу процветания коллективов первобытных охотников. Коллективная охота в изобилии обеспечивала роды пищей, чго позволило расцвести такому удивительному явлению, как первобытное искусство. Исчезновение крупных животных существенно изменило образ жизни первобытных людей. Ледниковую флору и фауну сменила природная среда привычного нам типа. Коллективная загонная охота не приносила эффекта. Ее сменила индивидуальная охота при помощи лука и стрел. Коллективы людей стали меньше. Возросла роль женщин как собирательниц съедобных растений, что подготовило основу для будущего перехода к земледелию и скотоводству. Примерно в IV тыс. до н.э. средний каменный век сменился новым каменным веком, или, как его называют ученые, неолитом. Люди научились шлифовать, сверлить камень, освоили производство керамики. В глиняных горшках люди начали хранить запасы растений. В глиняной посуде люди готовили пищу. Пиша быстрее и легче усваивалась. В эпоху неолита люди не только приручали, но и разводили животных. Собирательство растений сменилось мотыжным земледелием. Охота как промысел сохранилась, однако она стала иметь подсобное значение. Перемены в образе жизни привели к тому, что люди стали выше ростом, сократилась смертность, появились долговременные постоянные поселения земледельцев и скотоводов. На Дону примером такого поселения может служить поселение в районе Матвеева Кургана. Поселение не имело укреплений и представляло собой совокупность каркасных хижин, обмазанных глиной. К концу эпохи неолита люди стали пользоваться металлами, — прежде всего самородной медью, из которой изготовлялись проколки, шила и т.д. Однако основное количество орудий по-прежнему изготовлялось из камня. Яркий пример показывают Ливенцовское и Константиновское поселения на Дону. В III тыс. до н.э. на Дону наступил бронзовый век. Племена, жившие на Дону, ученые разделяют по типу погребений. В связи с этим на Дону жили люди, хоронившие своих родичей в ямных погребениях, их сменили племена, хоронившие своих умерших в подобии землянки или катакомбы, а их в свою очередь сменили племена, строившие для своих родичей могилы в виде деревянного сруба. В связи с этим народы, жившие на Дону, называют племенами ямной, катакомбной и срубной культуры. Все эти народы отличал схожий образ жизни. Они были примитивными (мотыжными) земледельцами и скотоводами, разводили как крупный рогатый скот, бывший основным их богатством, так и и мелкий ског: овец, коз и т.д. Когда земля вокруг поселения истощалась, а скот сьедал траву, они бросали своё поселение и перекочевывали к новой стоянке. Примерно так ведут свое хозяйство скотоводческие племена Восточной Африки, масаи и др. Известно, что такой тип хозяйствования и жизнедеятельности порождает необычайную подвижность и воинственность тех народов, которые ведут такой образ жизни. По-видимому, этносы, населявшие донские степи в эпоху бронзы, не были исключением. На Дону шли острейшие межплеменные войны, что способствовало выделению военной знати и накоплению богатств в руках отдельных родов. Пленные превращались в рабов. Однако опыт сопоставления показывает, что рабство носило патриархальный характер, т.к. пленных мужчин обычно убивали, а женщин превращали в рабынь, рожавших детей своим господам. Эти дети росли вместе с детьми свободных, однако отличались по своему статусу от полноправных членов племени. Все эти народы хоронили своих умерших в курганах, - огромных земляных насыпях, которые в изобилии встречаются в Донских степях. Тип захоронения по-видимому, соответствовал типу жилиш. У племен ямной культуры основу жилища составляла простая землянка, перекрытая шкурами. Племена катакомбной культуры, по видимому, строили более сложные землянки, а племена срубной культуры жили в примитивных избушках. Покойников снабжали теми предметами, которые могли им понадобиться в загробном мире. В могилу опускали горшки с едой, мужчинам клали оружие. Покойных связывали в той позе, в какой ребенок находится в утробе матери, и посыпали охрой. Кто были эти люди? На каком языке говорили? Ученые ожесточенно спорят между собой по этому вопросу. Однако есть несколько аспектов проблемы, позволяющих с достаточно большой долей уверенности предположить этническую принадлежность этих племен. В начале I тыс. до н.э., когда на Дону господствовали племена срубной культуры, в степях Казахстана существовала схожая гак называемая Андроновская культура. Племена андроновской культуры постепенно заняли Среднюю Азию и породили скифский военный союз. Новое население Средней Азии и скифы говорили на восточноиранских языках. Это позволяет сделать вывод, что родственные скифам племена срубной культуры также говорили на иранских языках. Интересно, что с расцветом срубной культуры в причерноморских степях в степях нынешнего Азербайджана появляяется население, говорившее на иранских языках. Постепенно эти новые поселенцы заняли все иранское нагорье. По-видимому, первопоселенцы Ирана пришли туда в начале I тысячелетия до нашей эры из донских степей через Дагестан. По мере своего расселения они столкнулись в степях нынешней Туркмении и Афганистана со своими родичами, расселявшимися из степей Казахстана. Основу их вооруженных сил составляли конные лучники и копейщики. Именно племена срубной культуры стали использовать коня для верховой езды, что принципиально изменило мощь их ополчений и превратило всех общинников-мужчин, а зачастую и женщин в грозную военную силу. Их соперники воевали на колесницах. Война колесничих требовала профессиональных навыков, и, как показывают исторические источники, только племенная знать могла воевать на колесницах, в то время как простой народ сражался в пешем ополчении. Предшественниками срубных племен были племена катакомбной культуры. Ученые строили различные предположения относительно их этнического происхождения и судьбы. Их связывали с горцами Кавказа. Однако во времена их господства в донских степях, в Передней Азии в XVI-XV вв. до н.э. возникла мощная держава Митанни. Господствующее положение в этом государстве занимала знать, резко отличавшаяся по своему языку, культуре и образу жизни от основного населения. Основным занятием митаннийской знати являлась служба в армии в сословии воинов-колесничих. Эта знать говорила на индоарийском языке и и поклонялась богам, которым поклонялись будущие завоеватели далекой Индии – индоарии. Однако арии появились на границах Индии в конце II тыс. до. н. э., а в Митанни индоарии господствовали в середине II тыс. до. н. э. Митаннийские арии были ассимилированы местным населением и предками индийских ариев быть не могли. По-видимому, в Индию столетиями позже переселилась другая группа арийских племен. Образ жизни, и главное, похоронный обряд митанииской знати точно соответствовал образу жизни и похоронному обряду племен катакомбной культуры. Поэтому можно предположить, что племена катакомбной культуры были индоариями. Они проиграли войну со своими ближайшими родственниками, — племенами срубной культуры, говорившими на иранских языках, и через Среднюю Азию постепенно, через много поколений, во второй половине II тыс. до н.э. достигли Индии. Тот образ жизни, который отражен в древнейших исторических и культурных памятниках Древней Индии, — в «Ведах» и особенно в древнейшей части «Вед», — «Ригведе» точно соответствует тому образу жизни, который можно реконструировать по археологическим находкам племен катакомбной культуры. А следы их продвижения через Среднюю Азию прослеживаются но находкам катакомбных захоронений и специфических культовых сооружений в среднеазиатском регионе. Завоевавшие Индию арии строили свою армию из отрядов знати, сражавшейся на колесницах, и ополчения простого народа. Именно по такому же принципу строилась армия в государстве Митанни, где господствовали арии, говорившие на индийских языках задолго до появления ариев на границах Индии. Естественно возникает вопрос: какие этносы были носителями ямной культуры? Анализ языка и культуры, древних индоариев и ираноариев показывает, что они длительное время составляли этническую общность, говорили на близком языке, поклонялись обшим богам. Племена срубной культуры явно являлись наследниками ямной культуры. Известно, что племена срубной культуры представляли общность, назывемую индоарии. Получается, что именно племена ямной культуры могут являться обшими предками древних иранцев и индийцев, или, как называли себя эти этносы, — ариев (благородных). Ямная культура (середина III — начало II тыс. до н.э.) была распространена в степях от Урала до Днестра. Катакомбная культура господствовала в донских степях в XVIII — XVI вв. до н.э. В это время ареал распространения катакомбной культуры был наиболее широким и достигал на Северном Кавказе районов Чечни и Дагестана. На Дону катакомбная культура представлена культурным слоем Ливенцовского поселения на Нижнем Дону. В середине II – начале I тыс. до. н.э. территортия Дона-Приазовья осваивается пришедшими из Поволжья племенами срубной этнической общности. Племена ямной, катакомбной и срубной культур были близки между собой в антропологическом плане. Они являлись высокорослыми европеоидами-блондинами, схожими по внешнему облику с балтийскими и праславянскими антропологическими типами. Иранские и индоарийские языки являются языками индоевропейской языковой семьи. В этк семью входят славянские и германские, кельтские и балтийские языки, латинский, греческий и армянский языки. Очевидно, что в древности эти этносы составляли одну общность. Реконструкция индоевропейского праязыка показала, что его носители жили в лесостепи, делились на сословия профессиональных воинов, жрецов-учителей и простой народ. Основным занятием населения было скотоводство и примитивное мотыжное земледелие. Орудия труда изготовлялись из шлифованного камня, а металл хоть и был известен, однако существенной роли в жизнедеятельности предков индоевропейцев не играл. Всем этим признакам отвечают культуры донских степей эпохи конца неолита и энеолита— IV-III тыс. до н.э. Антропологический тип племен этой эпохи также соответствовал анторопологическому типу племен наследников индоевропейцев, отличаясь от антропологического типа племен, обитавших на Кавказе и в Предкавказье, которые также могли претендовать на роль предков индоевропейцев. В начале I тыс. до н.э. произошли два открытия, принципиально изменившие образ жизни населения донских степей на долгих 25-27 веков. В VIII в. до н. э. на Дону начался железный век, а несколько ранее было освоено кочевое скотоводство. В конце II тыс. до н.э. атлантические циклоны сместили свои путь и стали увлажнять лесную зону. В Великой степи наступила вековая засуха. Населявшие казахские степи арии начали миграцию и постепенно заселили Среднюю Азию. Другая часть ариев, жившая на Дону, через Кавказ начала расселяться на территории Иранского нагорья, ассимилируя местное население. По их этническому имени завоеванная территория стала называться страной Ариев, Арианом или Ираном. Часть оставшихся в степи племен освоила новый тип хозяйствования и быта. Ранее население разводило коров, лошадей, баранов и коз, которые паслись возле поселения, а после того как пастбища истощались, скот перегоняли на новое .место. На новом месте строилось поселение, состоящее из загона для скота и хижин. Часть общинников на новом месте пасла скот, часть занималась примитивным земледелием, рыболовством и т.д. Поэтому миграции занимали сотни лет, как это произошло с нндоариями в процессе их переселения из Донских степей в Индию. В конце II — начале I тыс. до н.э. где-то в Великой степи был изобретен новый способ хозяйствования, который очень быстро распространился по всей Великой степи и объединил именно образом жизни различные этносы. Возникло кочевое скотоводство. Вместо долговременных поселений возникли стойбища кочевников. Основным типом жилища стала кибитка на высоких колесах, позволившая передвигаться по всей Великой степи, — от Монголии до Дуная. Основным средством передвижения стала лошадь. Кочевники двигались вслед за стадами. Примитивное земледелие исчезло из быта кочевых племен практически полностью. Коров в стадах кочевников заменили лошади и овцы как животные неприхотливые и способные выдерживать длительные перекочевки. Для зашиты скота и территории для пастбищ от соседей кочевники создавали мощные военные союзы, в которых каждый мужчина-всадник был воином. Кочевники освоили новую тактику массовых конных атак лучников, стреляющих из лука на всем скаку. Армии союзов кочевых племен были грозной военной силой. Примерно в это же время произошло еще одно открытие, кардинально изменившее образ жизни народов Евразии. В массовом масштабе было освоено производство железных орудий и оружия. Бронзовые орудия были дороги и не могли вытеснить производство орудий из камня. Примерно в VIII в. до н.э. во всей Beликой степи наступил железный век. Железо в различном виде встречается повсеместно, и поэтому получило широкое распространение. Кочевники Великой степи являлись наследниками этносов андроновской и срубной культуры бронзового века, сумевшими найти достойный ответ вызову вековой засухи, охватившей степь в конце II - начале I тыс. до н.э. Все они говорили на различных диалектах восточноиранскогоязыка, имели схожие обычаи, образ жизни, верования и культуру в целом. Первыми кочевниками, захватившими степи Дона, были племена киммерийцев. Именно с приходом киммерийцев в VIII в. до н.э. на Дону начинается железный век. Киммерийцы пришли на Дон из степей нижнего Поволжья, усыхавших под влиянием засухи. В конце VIII в. до н.э. киммерийцы через Кавказ стали совершать набеги на государства Передней Азии, в первую очередь Урарту, находившееся на территории современной Армении, Ассирию, расположенную на территории Ирака, и Фригию в Малой Азии. В VIII-VII вв. до н.э. началась война киммерийцев и скифов. Центром союза скифских племен был Алтай. По версии античных историков скифы были разбиты племенами массагетов, — предков алан (нынешних осетин). Часть отступавших скифов захватила приаральские степи между Амударьей и Сырдарьей, а часть вторглась в причерноморские степи. Киммерийцы проиграли войну и были вынуждены переселиться в степи Малой Азии. Киммерийцы оставили в памяти потомков ряд географических названий. Так их именем в древности именовался Керченский пролив и часть Крыма. Вслед за киммерийцами в начале VII в. до н.э. в Азию хлынули скифские орды. По-видимому, киммерийцы и скифы не смогли вести кочевое хозяйство в донских степях. На Дону вести круглогодичное кочевание было невозможно. В то же время плоскогорья Малой АЗИИ и степи Азербайджана позволяли кочевать круглый год В будущем именно в этом регионе нашли свое пристанище кочевники-туркмены вынужденные покинуть степи Средней Азии в XIII в. Эти туркмены составили основу близких этносов, - турок и азербайджанцев. В результате переселений киммерийцев и скифов в Азию Северное причерноморье обезлюдело. Скифы создали свое царство в степях северо-западного Ирана и долгое время были «ужасом» всей Азии. Переднеазиатские государства не сталкивались с новой силой в военном деле, многочисленной, очень подвижной конницей. Основным оружием скифов и киммерийиев был небольшой сложный лук, похволявший стрелятъ с большой скоростью. Лук был оружием и среднего, и ближнего боя. Кочевники могли стрелять из него, сидя на коне, практически из любого положения. Стрелы, как правило, бьпи отравленными. Скифы и киммерийцы, атакуя или отступая, осыпали противника тучей стрел. Каждый воин имел в своем распоряжении в «горите» (чехле для лука и стрел) минимум 50 стрел. Наконечники стрел были бронзовыми, их отливали в огромном количестве, однако остальное вооружение кочевников было железным. Все, что могли противопоставить государства Азии скифам и киммерийцам,- это колесницы, тяжеловооруженную малоподвижную пехоту и немногочисленных всадников-наемников из Ирана. Киммерийцы разгромили Урарту, Фригию, Лидию. Скифы подчинили весь Иран, приняли самое непосредственное участие в окончательном уничтожении великих государств древности, — Ассирии и Урарту. Они доходили в своих набегах до границ Египта. Фараоны откупились от скифов огромной данью. В VI в. до н.э. родственные скифам мидийцы, — прямые наследники этносов срубной культуры, переселившиеся в Иран из донских степей в начале I тыс. до н.э., освоили открытия скифов в военном деле и сумели нанести скифам поражение. Большинство скифов вернулось в степи северного Причерноморья. Лидийцы сумели разгромить киммерийцев, часть которых также вернулась на север где они смешались со скифами. В скифском союзе главенствующую роль играли так называемые царские скифы, кочевавшие в Крыму и прилегающих к Крыму степях, примерно там же, где тысячелетия позже кочевали крымские татары. Царские скифы всех прочих скифов считали своими рабами. Очевидно, что именно эта группа кочевников захватила Причерноморье в VIII в. до. н. э., а затем после поражения, нанесенного мидийцами, заняла самые удобные для кочевания земли. Восточнее этой группы, кочевали скифы, занимавшие подчиненное место в иерархии скифских племен. По-видимому, это были потомки киммерийцев, покоренных скифами и принявших имя своих победителей. Помимо кочевников Геродот называет в составе скифских племен скифов-земледельцев, продолжавших традиции мотыжного земледелия бронзового века, однако уже при помоши железных орудии. Эта группа скифов обитала в лесостепи. Можно предположить, что под этим именем скрывались потомки срубных племен бронзового века, принявшие собирательное имя господствующего племени союза. В скифский союз входили скифы-пахари, освоившие под пашню степи и лесостепи. Скифы-пахари торговали пшеницей с греками, которые остро нуждались в хлебе. Расселение царских скифов в Крыму становится понятным, если вспомнить особенности их типа хозяйствования. Скифы пришли из Алтая и Южной Сибири. Они были кочевниками в чистом виде. В Передней Азии они нашли для своего поселения степи, где было возможным круглогодичное кочевание. После возвращения из Передней Азии царские скифы не могли оставаться в богатейших злаковых степях Подонья. Дон увлажняется не только атлантическими циклонами, но и влажным воздухом Черного моря. Поэтому зимой на Дону выпадает глубокий снег. Скот не может добывать корм из-под снега. Кочевники обязательно должны строить зимовки для скота и заготавливать на зиму сено. Все этносы кочевников, живших в донских степях, постепенно были вынуждены становиться полукочевниками. Этот процесс затронул савроматов, сарматов, алан, хазар, половцев. Скифы, печенеги, татары не могли жить на Дону. Они искали те регионы, где зимнее солнце не давало снегу нарастать, а ветер сдувал снег, обнажая осеннюю траву. Таким условиям отвечал Крым и прилегающие степи, часть территории Предкавказья и волжско-уральские степи. Именно там позже локалзовались этносы, - наследники Золотой Орды,- татары и ногайцы. По-видимому, именно этот фактор привел к тому, что Дон стал дальней периферией Скифии, а ее центр находился в прилегающих к Крыму степях нынешней Украины. Скифы оставили после себя множество курганов, - огромных земляных насыпей, в которых хоронили скифских вождей и царей. В могилу клали оружие и предметы роскоши, которые скифы не смогли растратить за столетия после возвращения из Передней Азии. Часто с вождями убивали коней, жен, рабов. Богатство захоронений вызывало зависть. Большинство скифских курганов было ограблено еше в древности. Те сокровища скифов, которые обнаружили археологи, являются малой крупицей богатства находившегося в курганах знати. Широко известна группа скифских курганов у станицы Елизаветинской в дельте Дона. В конце VI в до н.э. скифы выдержали борьбу с мощнейшим государством древности, - Персидской державой. К тому времени Персидская империя переживала период расцвета. Царь Дарий правил в государстве, простиравшемся от Египта, который был завоеван персами, до северо-западной Индии, также завоеванной персами. Персы вторглись в Скифию, переправившись через Дунай. Скифы не могли сопротивляться огромному войску персов. Они стали отступать на восток, выжигая пастбища и засыпая колодцы. Одновременно они постоянно нападали на персидское войско. Такая форма военных действий получила название «скифской войны». Персы, преследуя скифов, перешли Дон и вторглись в земли савроматов, которые вместе со скифами начали воевать с персами. В итоге практически вся персидская армия была уничтожена в степях Северного Причерноморья, а сам Дарий с большим трудом сумел спастись. Остаются неясными причины, побудившие персов напасть на Скифию. У кочевников нельзя было захватить большую добычу. Все их богатство составлял скот, который нельзя было перегнать в Азию без потерь. У скифов не было городов. К тому времени, к концу VI в. до н.э., они не представляли угрозы для державы Дария. Однако если вспомнить, что прародина персов находилась в донских степях, то поход персов становится понятным. Восточнее Дона жили племена савроматов. Дон являлся границей Скифии. Савроматы были родственным скифам этносом, однако они были еще более близки массагета.м, прогнавшим скифов из Сибири. Савроматы продвинулись в донские степи из Заволжья. Образ жизни, язык и обычаи скифов и савроматов были схожи. Савроматы были кочевниками и жили в кибитках на колесах. Природные условия Дона очень рано заставили савроматов переходить к полукочевому скотоводству и заводить земледелие. Однако в отличие от скифов у савроматов были сильны остатки матриархата. Девушки-савроматки воевали так же, как и мужчины, и не могли выти замуж, пока не убили трех вражеских воинов. Их хоронили с боевым конем и оружием. По-видимому, это привело к возникновению у античных греков легенды о происхождении савроматов из союза скифов и амазонок. Войско скифов прежде всего было легкой конницей, их оружием был лук со стрелами, короткий меч, дротики и короткое копье. Бой сводился к обстрелу противника. Савроматы освоили тактику боя тяжелой конницы. Всадник был защищен тяжелой чешуйчатой броней, его основным оружием было длинное копье и длинный меч. Тяжелая конница наносила удар в сомкнутом строю, прорывала практически любые боевые порядки противника ударом длинных копий, и, не спешиваясь, рубила пехоту или конницу врага длинными мечами. Такая тактика приносила победу как в столкновениях с легкой конницей (скифами), так и лучшей в мире пехотой (римскими легионами). Ко II в.до н. э. термин «савроматы» сменился термином «сарматы». Этим именем назывались местные савроматские племена (сираки), так и близкородственные савроматам племена, пришедшие из-за Волги, из Средней Азии и Казахстана (аорсы). Во I. в. н.э. из степей восточного Прикаспия в донские степи продвинулось сарматское племя алан, которое стало господствовать в сарматском союзе, постепенно всех сарматов стали называть аланами. Аланы являются непосредственными предками нынешних осетин. В II в. до н. э. сарматы истребили скифов. Их остатки сохранились только в Крыму. Территория от Дуная до Волги и Арала стала называться Сарматией. а позже Аланией. Один из известнейших памятников сарматского времени на Дону - курган Хохлач под Новочеркасском, где обнаружены ювелирные изделия II в. до н.э. - I в. н.э. и предметы античной культуры. Одним из этносов нашего региона в древности были античные греки, или эллины. Практически одновременно с завоеванием наших степей скифами в VII-VI вв. до н.э. начинается колонизация Северного Причерноморья греками. Греки основывали свои поселения близ моря, в устье рек, как правило, на месте торговых факторий. Высочайшая греческая цивилизация оказала огромное влияние на окружавшую варварскую периферию, способствовала проникновению предметов ремесла и искусства, образа жизни и даже античной культуры в среду варваров. Произведения античных мастеров находят в курганах скифов и сарматов. Интересно, что часто античные ремесленники создавали свои произведения, ориентируясь на вкусы варварской знати. Историки находят шедевры, явно изготовленные античными художниками, однако отражающие сюжеты варварской мифологии. Проникновение культур было взаимным. Так греческий город Танаис, находящийся в дельте Дона, постепенно был заселен сарматами и меотами, - этносом, имевшим кавказские корни. (Современные абхазы, черкесы, кабардинцы и адыгейцы являются родственниками древних меотов). Греки заимствовали атрибуты сарматского вооружения. Античные авторы говорили о существовании примерно тридцати поселений в Северном Причерноморье. Одним из наиболее крупных памятников греческой колонизации на Дону и примером тесного взаимодействия греков и местного населения было Елизаветовское городише. Оно возникло в конце VI — начале V вв. до н.э. Частью его являлся греческий городской квартал. Поселение погибло не позднее 60-х гг. III в. до н.э. в результате вторжения сарматов. Около 480 г. до н.э. греческие города по берегам Боспора Киммерийского (Керченского) пролива объединились в Боспорское царство. Столицей страны был город Пантикапей, расположенный в Крыму. Боспорское царство было одним из крупнейших экспортеров в города Греции многих важнейших товаров — хлеба, рыбы, кожи, а также рабов, в изобилии поставлявшихся варварами. Греция, в свою очередь, поставляла в Северное Причерноморье вино, оливковое масло, керамику, оружие и др. В начале III в. до н.э. на территории совр. хут. Недвиговка на правом берегу Дона возник город Танаис, просуществовавший до IV в. н.э. Танаис также входил в Боспорское царство. Он состоял из трех частей, обнесенных укреплениями. Центральная часть (225x240 м) была обнесена мощными стенами и башнями. Город окружал ров. Танаис был застроен каменными домами без определенной планировки. Население занималось торговлей с Боспором и Малой Азией, рыболовством, земледелием и скотоводством. В Танаисе жили греки-танаиты и танаиты-туземцы. Городом правил боспорский наместник (пресбевт). Власть в городе над эллинами принадлежала эллинарху, а над танаитами-сарматами — архонту. Вокруг Танаиса возникла достаточно мощная земледельческая округа. Сарматы оседали на землю и втягивались в процесс товарных отношений. Боспорское царство попало в зависимость от Древнего Рима, а позже — от наследницы Рима, — Византии. Эпоха донской древности показывает, какое важное место занимает наш регион в процессе складывания современной цивилизации, ее этнического облика. Те же знаменитые скифы, разбитые сарматами, нашли прибежище в лесах на территории современной Украины и Белоруссии. Антропологический тип ранневосточнославянского населения был практически идентичен антропологическому облику поздних скифов, и тем самым часть скифов являлась одной из групп предков этносов Киевской Руси. Получается, что скифы оказались в числе предков русского, украинского и белорусских народов. Эти примеры можно продолжить. Жители далекой Индии, по-видимому, являются не столь уж далекими для нас, т.к. прародиной предков современных индийцев скорее всего были донские степи. В первой половине I тыс. н.э. облик населения Дона стал быстро меняться. Начиналась эпоха Великого Переселения Народов. Наш регион занимал одно из важнейших мест в этом процессе. "История Донского Края." К.Г. Малыхин. 2006 г |