[Главная]                                               [Информация]

Из центральной Азии – в степи Нижней Волги 

У.Э. Эрдниев, доктор исторических наук, г. Элиста.

 

В западной части Прикаспийской низменности расположена Калмыцкая АССР – республика с развитым тонкорунным овцеводством, мясомолочным животноводством и орошаемым земледелием. Есть здесь и своя промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, семь средних специальных учебных заведений, своя научная и художественная интеллигенция; в столице – г. Элисте – открыт университет на 4,5 тыс. студентов.

Недавно калмыки, последние переселенцы из Азии в Европу, отметили 375-летие со времени добровольного вхождения в состав России.

Но кто же такие калмыки?

Их ранняя этническая история не вполне ясна. Некоторые исследователи считают, что на восточной периферии распространения ностратических языков некогда существовала алтайская этноязыковая общность, распавшаяся затем на три группы племен: тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. Монголоязычные племена, от которых происходят современные калмыки, вели кочевой образ жизни и широко расселились по Центральной Азии и по некоторым смежным регионам.

К. Маркс писал: «Чтобы продолжать быть варварами, последние должны были оставаться немногочисленными. То были племена, занимавшиеся скотоводством, охотой и войной, и их способ производства требовал обширного пространства для каждого отдельного члена племени… Рост численности у этих племен приводил к тому, что они сокращали друг другу территорию, необходимую для производства. Поэтому избыточное население было вынуждено совершать те полные опасности великие переселения, которые положили начало образованию народов древней и современной Европы».

Это высказывание К. Маркса можно отнести и к скотоводческим племенам Центральной Азии, которые, часто попадая в зависимость от хунну, сяньби, тюрков, уйгуров, киданей, начали передвигаться в поисках пастбищ в районы Забайкалья.

Когда это началось, сказать трудно. На территории Читинской области найдены относящиеся ко II – VII вв. археологические памятники Бурхотуйской культуры, оставленной кочевниками-скотоводами. Они являются промежуточным звеном между памятниками хунну и тюрков. А.П. Окладников раскопал могильник в окрестностях Хабсагай, близ устья р. Манзурки, около улуса Сэгенут, в котором обнаружил типичные для Бурхотуйской культуры вещи: кости скота и предметы конской сбруи. В Ленских писаницах А.П. Окладников и В.Д. Запорожская нашли изображение группы древних кочевников: всадник на лошади гонит впереди табора животное, по-видимому, лошадь, символизирующую табун, за ним скачет другой всадник. Позади всадников длинной цепью растянуты пять кибиток, поставленных на повозки и запряженные волами. Аналогичные изображения обнаружил П.П. Хороших среди писаниц на горе Манхай II неподалеку от с. Усть-Орда в Кундинской степи. Эти памятники, датируемые XI – XII вв., по мнению упомянутых исследователей, могли быть оставлены первыми монголами-кочевниками, вероятно, даже северными монголами.

В XII-XIII вв. на территории современной Бурятской АССР обитали многие монгольские племена. Ойратские племена, предки калмыцкого народа, освоили бассейн Восьмиречья. В этих же местах жили бургуты, кори и тушасы, булагачины, кэрэмучины, татары. Северные монголы соседствовали с предками якутов, которые сперва жили в Прибайкалье, а затем ушли на север, на территорию современной Якутской АССР. Стоит отметить, что в современной Калмыкии есть значительная этническая группа, называющаяся сохад. Якуты же зовут себя саха.

Передвигаясь на юго-запад, в верховья Енисея, предки калмыков – ойраты – вступили в тесное общение с предками тувинского народа, что также оставило свой след: в составе калмыцкого общества есть этническая группа цаатани (цаа – северный олень), связанная своим происхождением с тувинскими племенами. Имеется среди калмыков и группа бурут, бургуд, каковым именем они называли киргизов. Включение киргизских этнических элементов объясняется тем, что в верховьях Енисея предки калмыков соседствовали и с предками современных киргизов. Между ними устанавливались тесные экономические и культурные связи, что нашло отражение в киргизском эпосе «Манас», где почти у всех главных героев среди ойратов есть либо родственники, либо друзья, либо противники.

В XV в., в период распада империи Чингисидов, правителем ойратов становится Тогон-тайш, объединивший под своей властью не только Западную, но и Восточную Монголию. Его сын и преемник Эссен (1440 – 1455) разгромил китайские императорские войска, а в 1449 г. Взял в плен самого императора Китая Ин-Цзуна с огромными трофеями. По-видимому, на протяжении XV – XVI вв. в пределах Западной Монголии, Южного Алтая, северной провинции Синьцзян и верховьев Иртыша постепенно складывается ойратская народность. На севере граница ойратской земли доходила до современной Семипалатинской области Казахской ССР.

В конце XVI в. Положение раздробленной и ослабленной Западной Монголии, управляющейся ойратскими феодалами, было тяжелым. С востока ойратов теснили халха-монголы, с юго-запада – монгольские группы, объединившиеся еще в XIV в. В феодальное государство Моголистан, с запада – казахи, ощущавшие острую нехватку пастбищ из-за постоянно возрастающего поголовья скота. В Западной Монголии скотоводческое хозяйство во многом зависело от стихийных сил природы. Земледелие было ойратам практически неизвестно. Отсутствовали сколько-нибудь значительные населенные пункты типа городов – центров ремесла и торговли, что тормозило образование внутреннего рынка и формирование устойчивых экономических связей между отдельными районами ойратской земли. Все попытки ойратов пробиться к рынкам Китая и Средней Азии заканчивались неудачей.

Поголовье скота увеличивалось с каждым годом, что требовало новых пастбищ, расширение которых возможно только за счет соседей. К тому же не прекращалась межфеодальная борьба за власть. Ойратское общество, таким образом, вошло в полосу экономического и политического кризиса. В этих условиях часть ойратов решила перекочевать на северо-запад, вниз по течению р. Иртыш (Эрцес), к границам России. Такая откочевка в малонаселенные земли была лучшим выходом из кризиса; ойратам открывался доступ к рынкам Русского государства, где можно было сбывать скот, скотоводческие продукты и сырье, взамен из России поступали промышленные товары.

Продвижение к восточным границам России более 200 тыс. ойратов, которые были весьма дружественно настроены к Русскому государству, отвечало и экономическим и политическим интересам последнего. Внутреннее и международное положение России к началу XVII в. Было сложным. В 1603 вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Хлопка, охватившее многие уезды запада, центра и юга страны. Не нормализовалась обстановка в занятых русскими войсками Казанском и Астраханском Поволжье. Война с Кучумом в Сибири не закончилась, он был готов начать новые военные действия, пользуясь малейшим ухудшением положения России. Да и отношения с крымскими феодалами, Турцией, и Швецией оставляли желать лучшего.

Эта ситуация побуждала русское правительство принимать серьезные меры к укреплению своих восточных рубежей. Братьям Якову и Григорию Строгановым еще Иван IV повелел укрепиться на берегах Тобола, добывать «полезные руды», беспошлинно торговать с соседними народами, в том числе с калмыками. А в грамоте от 30 марта 1607 г. Тарскому воеводе С.И. Гагарину приказывалось «послать от себя в Колмаки» трех человек, «им говорити колмыцким князем и мурзам и всем лутчим улусным людям, чтоб колмыцкие князи и мурзы и всякие улусные люди были под нашею царскою высокою рукою неотступным, наш ясак с себя платить по вся годы безпереводно… платили на Тару мягкою или иною какой рухлядью или лошадьми, а для договору прислали бы они к вам на Тару мурз лутчих сколько человек будет пригож».

Переговоры с ойратами шли еще долго. В грамоте от 18 сентября 1607 г. сообщается: «И июня в 16 день приехали на Тару калмыцкий тайши Кугонай Тубиев, а с ним людей 20 человек. А в расспросе вам Кугонай-тайша сказал, прислали его, Кугоная, калмыцкие люди тайши Баатарь да Изеней с товарищи нам, великому государю, бити челом, чтобы нам их пожаловати, воевати их не велети, и велети им быть под вашею царскою рукою и кочевать на нашей земле вверх по Иртышу к соленым озерам, а до нам с них колмацких людей имети годно коньми или верблюды или коровами…». Тайши от имени 120 тыс. своих соплеменников (часть ойратов откочевала назад в Центральную Азию) просили принять калмыцкий народ в русское подданство.

В ответ из Москвы пришло разрешение: «А будет тайши лутчие люди похотят ехати к нам к Москве самим и оне б к нам ехали безо всякого опасения, а наше им царское жаловатье дадут в дорогу корм и подводы от Тары до Москвы, и они наши царские очи на Москве сами увидят, а мы их пожалуем великим своим жалованьем».

После неоднократных переговоров в 1608 г. калмыцкие тайши прибыли в Москву, о чем в одном из документов начала XVII в. cообщалось: «В прошлом году приезжали к царю Василью (Шуйскому – У.Э.) колмацкие татарове Баучина да Девлет, да Арлай да Кесенчак.

Февраля в 7 день. И наперед на приезде были в посольской палате у дьяка у Василия у Телепнева. И Василий их расспрашивал про их проезд.

Февраля ж в 14 день. А как оне были у царя Василья на дворе, и посланы по них приставы их да толмач. И приехали оне наперед в Посольский приказ и дожидались государева выхода в посольской палате…

А как послам велено идти к государю, и послы шли к государю площедью да середнею лестницею на красное крыльцо. А шел с ними в приставах воротинец Афонасий Тургенев да толмачи. А как вошли к государю в палату, и явил их государь челом ударить посольский дьяк Василий Телепнев, а молил:

«Великий государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Руссии самодержец и многих государств государь обладатель. Колматские орды больших князей Богатырь-тайша с товарищ послы Арлай с товарищи вашему царскому величеству челом ударили.

И государь пожаловал послов к руке. И послы, быв у государя руки, били челом государю от тайшей о том же, о чем в Посольском приказе дьяку Василью на приезде говорили. И государь против челобитья их велел им сказать свое государево жалованье и ответ учинить дьяку Василью же».

Так, 14 февраля 1608 г. было официально оформлено добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России. Это был переломный момент в его истории. Две культуры – оседлая русская, земледельческая, и калмыцкая скотоводческая – вступили в плодотворное сотрудничество.

Добровольное принятие калмыцким народом русского подданства имело огромное значение хотя бы потому, что на смену внутриойратским усобицам пришел мир, поддерживаемый русским правительством. Калмыцкое хозяйство стало составной частью более развитой российской экономики. Открылся путь и для относительно самостоятельного развития. Фактически только в составе России калмыки приобрели национальную государственность в виде Калмыцкого ханства («Халымг тангчи»), расположенного в степях Нижней Волги и Предкавказья. В пределах этого ханства из разрозненных феодальных группировок, переселившихся сюда в первой половине XVII в., в течение XVII -  первой половины XVIII в калмыцкая народность. В ее состав вошли потомки монгольских племен: чоносов (чиносов), кередов (кереитов), меркетов, течюдов (тайчиуидов, тайджиуитов), а также ойратские группы багутов, батутов, цоросов, шарнутов, харнутов, зэтов, замудов и т.д. В образовании калмыцкой народности приняли также участие тюркские, кавказские и славянские этнические группы, включившиеся в разное время в состав ойратов, но не оказавшие сколько-нибудь заметного влияния на их этнографические и антропологические особенности.

Но почему все же эти многочисленные племена стали называться калмыками? Имя это они получили от своих соседей – тюрков. Оно означало «оставаться, сохраняться, оставаться на месте, оказываться позади». «Оставшимися» называли тех ойратов, кто остался жить в низовьях Волги. Постепенно этот этноним стал самоназванием.

О том, какое влияние оказало вхождение калмыцкого народа в состав Русского государства, сказал в начале XIX в. Академик И.И. Лепехин: «Они (калмыки – У.Э) занимают пустые степи, ни к какому обитанию неугодные. В них мы имеем, кроме других военных служб, хороших и многочисленных оберегателей наших пределов от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев. От скотоводства получаем наилучший убойный и рабочий скот, ибо калмыцкие волы крупнее и тяглее бывают черкасских, и калмыки всякого скота около одного Дмитриевска меняют ежегодно на несколько тысяч рублей. Большая мена лошадям бывает у них… великое множество ежегодно от них как готовых тулупов, так и мерлушек продается». На это же обращал внимание один из крупных русских правительственных чиновников в Калмыкии Н.А. Страхов: «Калмыцкий народ по приносимым хозяйственным пользам заслуживает внимание правительства, обращая миллионы десятин земли бесплодной и иссушенной солнцем в миллионные табуны и стада, пустую степь – в надежный и богатый конный и скотный двор для целой России».

С начала XVII в. Калмыки принимали активное участие в борьбе России против турецких, крымских, кавказских и шведских феодалов за выход к берегам Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Однако царизм начал проводить жесткую колониальную политику в отношении калмыцкого народа. Ответом на нее было массовое участие калмыков в русских крестьянских восстаниях Степенна Разина и Емельяна Пугачева.

Экономическому развитию калмыцкой степи способствовало заселение ее русскими и украинскими крестьянами. Согласно указу царя от 1846 г., в целях безопасности почтового тракта Царицын – Ставрополь создаются почтовые станции, превратившиеся впоследствии в богатые русские села Уласта (Плодовитое), Тундутово, Садовое, Кюнрюк (Обильное), Якшава (Кеселево), Амтя (Заветное), Джурак (Ремонтное) и Амтя-Нур (Приютное). А калмыки постепенно переходили к оседлости, земледелию, заготовке корма скоту.

В конце XIX- начале XX в. Калмыки испытали сильное влияние русского революционно-демократического движения, о чем свидетельсвуют бунт калмыков – учащихся астраханских учебных заведений, крестьянские выступления бедных калмыков Хошеутовского улуса, возникновение среди донских калмыков культурно- просветительной и демократической организации «Халымг танчин туг» («Калмыцкое знамя»)

После Великой Октябрьской социалистической революции калмыки в рядах Красной Армии боролись на фронтах гражданской войны в сформированных двух кавалерийских полках. Отсюда, собственно, и начинается их новая история.

 

Природа. 1986.  №7

 

Хостинг от uCoz