[Главная]                       [Содержание]                         [Информация]

Каспийское море

О морских нефтепромыслах  

За несколько лет до Великой Отечественной войны в советской стране началось наступление нефтяников на морские просторы.

Во время войны и в послевоенные годы, до наших дней, темпы этого наступления все более увеличиваются и будут расти далее.

Морской промысел нефти на Каспии с каждым годом получает все большее и большее народнохозяйственное значение.

А еще не так давно велись споры о том, есть ли нефть в море или нефтеносные пласты, как говорили некоторые геологи, размыты морем за миллионы лет его существования, и нет никакого смысла тратить средства для бурения морского дна.

Советские ученые-геологи разбили этот неверный взгляд, показав разведочным бурением на глубину в несколько километров, что море таит огромные запасы высококачественной нефти.

Мощная техника социалистического государства вызвала к жизни своеобразные постройки нефтяников в открытом море в десятках километров от берега.

Как же установить в море нефтяную ажурную вышку со сложным бурильным оборудованием? Еще недавно эта задача решалась так. Забивали в морское дно стальные трубы — сваи, затем делали настил. Получался прочный стальной островок или, как его называют нефтяники моря, основание. На это основание ставили вышку и домик — «культбудку» для отдыха рабочих. Для каждой вышки требовалось забурить 30—40 свай.

Забивали сваи с помощью особого судна — киржима; необходима была хорошая погода с минимальным волнением. Таких дней на бурном Каспии немного, и установка одной вышки затягивалась не на один десяток дней.

Советские нефтяники получили задание улучшить конструкцию стального островка, с тем чтобы наибольшее число операций по строительству островка проводить на берегу, а не в море. И эта задача была успешно решена.

Нефтяной промысел на море. Магистраль эстакады

Нефтяной промысел на море. Магистраль эстакады

Конструкция островка состоит из трех отдельных секции. В собранном виде островок напоминает каркас многоэтажного здания. Судно устанавливает каркас островка за несколько часов с помощью мощного крана.

Важным достоинством этого крупноблочного основания буровой вышки является то, что установка его в море не зависит от рельефа морского дна. Несложное приспособление позволяет поднимать или опускать ту или иную стойку, упирающуюся о дно.

Таких изолированных стальных островков с установленными на них ажурными вышками сейчас на Каспии много. Часть из них соединена эстакадами, а по мере возможности их стараются соединить с берегом. Это очень удобно для того, чтобы по эстакаде в любую погоду с помощью автотранспорта или узкоколейки перебрасывать с берега необходимые для бурения многочисленные грузы, сменных рабочих, продукты питания и, пожалуй, самое ценное здесь — пресную воду.

Строят эстакады быстро. По рельсам узкоколейной железной дороги, проложенной по эстакаде, движется платформа,  груженная стальными трубами — будущими сваями. Как только груз доставлен к концу эстакады, обрывающейся в море, с помощью подъемного крана устанавливаются и забиваются в дно очередные сваи. Тут же на них укладывают настил, и снова повторяется та же операция. Так непрерывно растет сеть эстакад, становясь с каждым годом все гуще и разветвленнее.

Длина эстакад достигает многих километров. То и дело снуют по эстакадам автомашины с грузами и рабочими. Эти невиданные ранее морские автострады приподняты на несколько метров над уровнем моря. В сильный шторм верхушки волн добираются почти до настила; брызги, собранные ветром, обмывают колеса машин.

Быстроходное судно треста Азморнефть, тяжело переваливаясь на волнах, уверенно приближается к городу нефтяников, раскинувшемуся в открытом море. В 60 км от берега всего несколько лет назад родился город на стальных свайных основаниях. Город с двухэтажными жилыми домами общежитий, столовыми, клубами, библиотеками, магазинами, летней киноплощадкой, почтой и телеграфом, с населением более чем две тысячи человек.

К искусственной гавани города подходят и уходят суда. Они везут оборудование, рабочих, продовольствие, автомашины для связи между отдельными буровыми многокилометровыми эстакадами. Подходят танкеры, забирающие нефть из гигантских баков-хранилищ.

Нефтяные газы на Каспии иногда выходят на поверхность воды, проникая из недр сквозь трещины морского дна.

В таких местах можно заставить «море гореть», и синица из известной сказки, хваставшая тем, что сможет поджечь море, никого бы здесь не удивила. В. И. Немирович-Данченко, побывавший в Баку в конце прошлого столетия, рассказывает:

«Море кругом шипело... Когда была зажжена пакля, мы различали вскакивавшие под водою пузыри. Тут нефтяной газ со дна проходит через всю толщу воды на воздух... Зажженную паклю бросили на волны; она заколыхалась вместе с ними, но тотчас кругом занялись тысячи огней... Казалось, что горели гребни волн, что вспыхивала самая вода... Миллионы мелких и больших пузырьков нефтяного газа, загораясь, обращались в желтые, голубые и красные языки пламени, вместе с волнами вскидывавшиеся вверх и падавшие вниз. В штиль и безветрие, случается, горит море до тех пор, пока не налетит вихрь и не разметет этот пожар в разные стороны».

Горение природных газов, прорывающихся из недр земли по трещинам, часто наблюдается и на берегу, в пещерах. Такие огни раньше внушали страх людям, не умевшим объяснить причины этого явления. В давние времена огнепоклонники, считавшие «вечный огонь» священным, создавали религиозные секты, строили вокруг огня храмы, приносили ему жертвы. Остатки такого храма есть в селении Сураханы, близ Баку.

Суровую борьбу с морской стихией ведут рабочие нефтяных промыслов. Шторм может продолжаться пять-шесть суток, но, несмотря на сильный шторм, бурение скважин не приостанавливается. Не только волны и ветры мешают работе морских промыслов. Наибольшую опасность в некоторых районах представляют пловучие льды.

Чем дальше в море уходят сооружения нефтяников, тем больше они зависят от состояния моря и погоды. Передовая советская техника и ученые-океанографы, изучающие моря, стремятся уменьшить эту зависимость.

С июня 1950 г. на Каспийском море работала большая экспедиция Океанографического института, в которой участвовал и автор книги. Экспедиция продолжалась два года. И сейчас еще ведутся наблюдения на пунктах, созданных экспедицией далеко в море на отдельных буровых вышках и эстакадах.

О том, насколько важны были работы, проводимые экспедицией, можно судить по многочисленным запросам нефтяников и строителей. Участникам экспедиции иногда на ходу приходилось давать целый ряд рекомендаций для нужд морского строительства, основываясь при этом исключительно на наблюдениях экспедиции.

Нефтяников интересует все, что имеет отношение к морю, и это не удивительно — ведь они годами живут и работают на нем.

Как распределяются глубины, или, другими словами, каков рельеф дна, как передвигаются в море наносы, как влияют на ржавление металла прикрепляющиеся к сваям морские организмы, какие течения и волны господствуют в районе промыслов, насколько солена и прозрачна вода, каков ледовый и ветровой режим — вот далеко не полный перечень вопросов, на которые должна была дать ответ наша экспедиция.

Знание рельефа дна позволяет нефтяникам определять места на дне моря, в которых следует бурить нефтяные скважины в первую очередь. Движущиеся по дну наносы обнажают или, наоборот, засыпают многочисленные трубопроводы, а кроме того, как напильник, постепенно истирают металл.

Легкие льды. Видны нефтяные вышки на море

Легкие льды. Видны нефтяные вышки на море

Много забот доставляет ржавление, или коррозия, металла. Особенно быстро идет процесс ржавления на тех частях металлических конструкций, которые находятся на границе воды и воздуха, где металл то покрывается водой, то обнажается и поэтому подвергается одновременно действию морской воды и воздуха. Если не бороться с коррозией, стальная свая может простоять в море всего 10—15 лет.

Те части конструкции, которые углублены в дно или находятся глубоко под водой, почти не страдают от коррозии, так как кислород в этих местах находится в минимальном количестве. При обрастании свай ракушкой коррозия уменьшается, а при обрастании водорослями — увеличивается. Это происходит потому, что зеленые водоросли выделяют много кислорода, а животные организмы, наоборот, поглощают его.

Течения интересуют нефтяников моря, потому что перемещают наносы по дну и влияют на точность курса многочисленных судов, обслуживающих морские нефтепромыслы. Прозрачность же важна для расчета механизмов насосных установок.

Особенно опасен для морских нефтяных сооружений, лед. А на его образование большое влияние оказывает соленость, температура воды и воздуха, на его передвижение и разрушение — ветер, волнение и течения.

Необходимо изучать волнение на каждом из участков, где ведется разведка и добыча нефти. Для расчета высоты морских сооружений строители должны знать размер волн, их период, силу удара. Так, недостаточная высота может привести к аварии, а излишняя — к ненужному расходованию дорогого металла.

Чтобы измерить высоту, период, длину, скорость и направление движения волн, мы установили на наиболее удаленных от берега свайных островках специальный прибор. Изобрел его советский ученый — океанограф Рафаил Николаевич Иванов.

Прибор представляет собой зрительную трубу с перспективной сеткой внутри, подобной той, какая употребляется в биноклях-дальномерах. Перспективная сетка Иванова позволяла при некотором навыке легко определять элементы волн. Были у нас и самописцы. Особенно интересен самописец, регистрирующий давление волны на сваю.

В этом приборе волна оказывает давление на упругую металлическую мембрану. Механические колебания мембраны превращаются затем в электромагнитные и записываются на кинопленке специальным прибором — осциллографом. Осциллограф состоит из ряда особо чувствительных гальванометров, приспособленных для записи электромагнитных колебаний на кинолентах.

Другие самописцы помогали нам изучать течения и колебания уровня воды. Среди них очень интересен фоторегистратор течений. Его можно оставлять в море на два-три месяца, получив затем полную запись течений за такой продолжительный срок.

Многочисленные наблюдения экспедиции проводились в любую погоду. Большинство из них было сделано впервые в открытом море во время шторма.

Экспедиция Океанографического института явилась лишь первым этапом исследований такого рода, подобные работы будут проводиться теперь систематически.

По мере усовершенствования научных приборов и техники наблюдений эти работы будут давать все более ценные результаты, так необходимые нефтяникам в их героической борьбе со стихией.

Начало комплексному океанографическому изучению нефтеносных морских акваторий положено в нашей стране, обладающей самым большим морским промыслом нефти.

Добывают нефть в море еще в США — у берегов Калифорнии и в Мексиканском заливе.

Тропические ураганы посещают нефтеносные акватории Мексиканского залива один-два раза в год. За несколько часов до урагана образуется крупная зыбь. Тотчас же начинают эвакуацию населения и бурильного оборудования. Эвакуация считается там возможной до тех пор, пока скорость ветра не достигает 15 м/сек, а высота волны— 1,5—1,8 метра.

У нас же при значительно более суровых условиях волнения и штормовой погоды никакой эвакуации оборудования не производится. В ней нет необходимости благодаря большой прочности конструкций стальных островков, созданных советскими инженерами.

До сих пор свайные основания устанавливались лишь на глубинах до 10—12 метров, а теперь советскими конструкторами созданы крупноблочные основания, которые будут устанавливаться на глубине 20—23 метров.

Прочность этих оснований рассчитана на самые сильные штормы и гарантирует полную безопасность труда.

На самой северной оконечности острова Артема, в двух шагах от моря, среди леса нефтяных вышек расположено несколько зданий Каспийской научной станции Института океанологии Академии наук СССР. Особенно оживленно здесь летом и осенью, когда съезжаются студенты и аспиранты географического факультета Московского университета на очередную учебно-производственную практику.

Для проведения наблюдений станция использует установленные в море нефтяные вышки. Чем дальше в море идут основания вышек и чем глубже они закладываются, тем большие перспективы открываются для научно-исследовательской работы океанографов.

До самого последнего времени они могли лишь мечтать о регулярных наблюдениях гидрометеорологических станций в условиях открытого моря. Теперь мы узнали о размерах волн и скоростях течений в открытом море на больших глубинах во время штормовой погоды. Без «стальных островков» нефтяников это невозможно было бы сделать. Работа на станции не прекращается и зимой. Недавно сооружен бассейн площадью около 700 кв. м, который используется для изготовления моделей различных частей Каспийского моря.

С помощью модели можно установить, как будет изменяться гидрологический режим Каспийского моря при различных уровнях воды в нем.

На модели можно будет проверить полезность проектов реконструкции моря, касающихся отделения некоторых частей моря дамбами. Работы по изучению режима моря на такой большой модели проводятся впервые.

Для таких работ остров Артема самое подходящее место. Модель располагается на открытом воздухе. Работы можно вести круглый год, так как вода здесь не замерзает, разве только в исключительно суровые зимы, да и то на несколько дней.

Объект моделирования — Каспий — находится рядом. Исследуя режим какой-либо бухты Каспия на модели, можно тут же проверить результаты в натуре, воспользовавшись судном станции.

Б.А. Шлямин. Каспийское море. 1954

<<Назад

Далее >>

Хостинг от uCoz