[Главная]                                                [Информация]

Движение континентов

Движение литосферных плит, их положение миллионы лет назад, и причины этого движения.

Из книги «Современная геология». Н.А. Ясаманов.

Длительное время в геологической науке господствовала гипотеза о неизменном положении континентов и океанов. Было принято считать, что те и другие возникли сотни миллионов лет назад и никогда не меняли своего положения. Лишь изредка, когда высота континентов существенно снижалась, а уровень Мирового океана повышался, море наступало на низменности и затапливало их.

Среди геологов утвердилось мнение, что земная кора испытывает только медленное вертикальное перемещение и благодаря этому создается наземный и подводный рельеф.

С мыслью, что «земная твердь» находится в беспрестанном вертикальном движении, за счет которого формируется рельеф Земли, абсолютное большинство геологов согласилось давно. Часто эти движения имеют большую амплитуду и скорость и приводят к крупным катастрофам, например землетрясениям. Однако имеются еще и очень медленные, не ощутимые даже самыми чувствительными приборами вертикальные движения с переменным знаком. Это так называемые колебательные движения. Только за очень продолжительный промежуток времени обнаруживается, что горные вершины выросли на несколько сантиметров, а речные долины углубились.

В конце XIX — начале XX в. некоторые естествоиспытатели усомнились в справедливости этих предположений и стали осторожно высказывать идеи о единстве материков в геологическом прошлом, в настоящее время разделенных обширными океанами. Эти ученые, как и многие люди прогрессивных взглядов, оказались в затруднительном положении, поскольку их предположение было бездоказательно. Действительно, если вертикальные колебания земной коры можно было объяснил, какими-то внутренними силами (например, воздействием тепла Земли), то перемещение громадных континентов по земной поверхности сложно было представить.

ГИПОТЕЗА ВЕГЕНЕРА

В начале XX в. большую популярность среди естествоиспытателей, благодаря трудам немецкого геофизика А. Вегенера, получила идея перемещения материков. Он провел многие годы в экспедициях и в ноябре 1930 г. (точная дата неизвестна) погиб на ледниках Гренландии. Научный мир был потрясен известием о гибели А. Вегенера, находившегося в расцвете творческих сил. К этому времени достигла зенита популярность его идеи о дрейфе материков. Многие геологи и геофизики, палеогеографы и биогеографы с интересом восприняли их, стали появляться талантливые работы, в которых развивались эти идеи.

А. Вегенеру пришла мысль о возможном перемещении материков, когда он внимательно рассматривал географическую карту мира. Его поразило удивительное сходство очертаний берегов Южной Америки и Африки. Позднее, А. Вегенер познакомился с палеонтологическими материалами, свидетельствующими о существовании некогда сухопутных связей между Бразилией и Африкой. В свою очередь, это послужило толчком к проведению более детального анализа имеющихся геологических и палеонтологических данных и привело к твердому убеждению о правильности его предположения.

Преодолеть господство хорошо разработанной концепции о неизменности положения материков, или гипотезы фиксизма, остроумным, по чисто умозрительным предположением мобилистов, основанным пока только па сходстве конфигураций противоположных берегов Атлантического океана, в первое время было сложно. А. Вегенер считал, что он сможет убедить всех своих оппонентов в справедливости дрейфа материков лишь тогда, когда будут собраны веские доказательства, основанные на обширном геологическом и палеонтологическом материалах.

Для подтверждения дрейфа материков А. Вегенер и его сторонники приводили четыре группы независимых доказательств: геоморфологические, геологические, палеонтологические и палеоклиматические. Итак, все началось с определенного сходства береговых линий материков, расположенных по обе стороны от Атлантического океана, менее четкое совпадение имеют очертания береговых линий материки, окружающие Индийский океан. А. Вегенер предположил, что около 250 млн. лет назад все материки были сгруппированы в единый гигантский суперматерик — Пангею. Этот суперматерик состоял из двух частей. На севере располагалась Лавразия, которая объединяла Евразию (без Индии) и Северную Америку, а на юге — Гондвана, представленная Южной Америкой, Африкой, Индостаном, Австралией и Антарктидой.

Реконструкция Пангеи была основана главным образом на геоморфологических данных. Они полностью подтверждаются сходством геологических разрезов отдельных материков и ареалами развития определенных типов животного и растительного царств. Вся древняя флора и фауна южных гондванских материков образует единое сообщество. Многие наземные и пресноводные позвоночные, а также мелководные беспозвоночные формы, не способные активно перемещаться на большие расстояния и жившие как будто бы на разных материках, оказались удивительно близкими и похожими друг на друга. Трудно представить, каким образом могла расселиться древняя флора, если бы материки были отдалены один от другого на такое же огромное расстояние как в настоящее время.

Убедительные доказательства в пользу существования Пангеи, Гондваны и Лавразии получены А. Вегенером после обобщения палеоклиматических данных. В то время уже было хорошо известно, что почти на всех южных материках обнаружены следы крупнейшего покровного оледенения, которое произошло около 280 млн. лет назад. Ледниковые образования в виде фрагментов древних морен (их называют тиллитами), остатков форм ледникового рельефа и следов движения ледника известны в Южной Америке (Бразилия, Аргентина), Южной Африке, Индии, Австралии и Антарктиде. Трудно представить, как при современном положении материков могло возникнуть оледенение почти одновременно в столь удаленных друг от друга районах. Кроме того, большинство из перечисленных районов оледенения располагаются и настоящее время в экваториальных широтах.

Противники гипотезы дрейфа материков выставляли следующие аргументы. По их мнению, хотя все эти континенты в прошлом располагались в экваториальных и тропических широтах, они находились на значительно более высоком, чем в настоящее время, гипсометрическом положении, что обусловило появление в их пределах льда и снега. Ведь сейчас на горе Килиманджаро имеется многолетний снег и лед. Однако маловероятно, чтобы общая высота материков в то далекое время составляла 3500—4000 м. Для этого предположения нет никаких оснований, так как в этом случае материки подвергались бы интенсивному размыву и на их обрамлении должны были скопиться толщи грубообломочного материала, подобные накоплениям в конечных бассейнах стока горных рек. В действительности же на шельфе материков отлагались лишь тонкозернистые и хемогенные осадки.

Поэтому наиболее приемлемое объяснение этому уникальному явлению, т. е. нахождению в современной экваториальной и тропической областях Земли древних морен, состоит в том, что 260 — 280 млн. лет назад материк Гондвана, состоящий из собранных воедино Южной Америки, Индии, Африки, Австралии и Антарктиды, находился в высоких широтах, вблизи Южного географического полюса.

Противники гипотезы дрейфа не могли представить, каким образом материки перемещались на столь большие расстояния. А. Вегенер объяснял это на примере движения айсбергов, которое осуществлялось под влиянием центробежных сил, обусловленных вращением планеты.

Благодаря простоте и наглядности и, главное, убедительности приводимых в защиту гипотезы дрейфа материков фактов, она довольно быстро стала популярной. Однако вслед за успехом довольно скоро наступил кризис. Начало критическому отношению к гипотезе положили геофизики. Они получили большое число фактов и физических противоречий в цепи логических доказательств перемещения материков. Это им позволило доказывать неубедительность способа и причин дрейфа материков, и к началу 40-х годов эта гипотеза растеряла почти всех своих сторонников. К 50-м годам XX в. большинству геологов казалось, что гипотеза дрейфа материков должна быть окончательно оставлена и может рассматриваться лишь как один из исторических парадоксов науки, не получивших подтверждения и не выдержавший проверку временем.

ПАЛЕОМАГНЕТИЗМ И НЕОМОБИЛИЗМ

С середины XX в. ученые приступили к интенсивному исследованию рельефа и геологии океанического дна его глубинных недр, а также физики, химии и биологии океанических вод. Морское дно стали прощупывать многочисленными приборами. Расшифровывая записи сейсмографов и магнитометров, геофизики получали новые факты. Было установлено, что многие горные породы в процессе своего образования приобретали намагниченность по направлению существующего геомагнитного полюса. В большинстве случаев эта остаточная намагниченность остается без изменения многие миллионы лет.

В настоящее время уже хорошо разработаны методики отбора образцов и определения их намагниченности на специальных приборах — магнитометрах. Определяя направление намагниченности горных пород различного возраста, можно узнать, как менялось в каждом, конкретно взятом районе направление геомагнитного поля за тот или иной промежуток времени.

Изучение остаточной намагниченности горных пород привело к двум фундаментальным открытиям. Во-первых, установлено, что в течение длительной истории Земли намагниченность менялась многократно — от нормальной, т. е. соответствующей современной, до обратной. Это открытие было подтверждено в начале 60-х годов нашего столетия. Оказалось, что ориентация намагниченности четко зависит от времени и на основании этого были построены шкалы обращений магнитного поля.

Во-вторых, при изучении колонок лав, залегающих по обе стороны от срединно-океанических хребтов, обнаружена определенная симметрия. Это явление получило название полосовой магнитной аномалии. Такие аномалии симметрично располагаются по обе стороны от срединно-океанического хребта, и каждая их симметричная пара имеет один и тот же возраст. Причем последний закономерно увеличивается по мере удаления от оси срединно-океанического хребта в сторону материков. Полосовые магнитные аномалии представляют собой как бы запись инверсий, т. е. изменений направления магнитного поля на гигантской «магнитной ленте».

Американский ученый Г. Хесс высказал предположение, многократно подтвержденное впоследствии, что частично расплавленное мантийное вещество поднимается на поверхность по трещинам и через рифтовые долины, расположенные в осевой части срединно-океанического хребта. Оно растекается в разные стороны от оси хребта и при этом как бы растаскивает, раскрывает океаническое дно. Мантийное вещество постепенно заполняет рифтовую трещину, застывает в ней, намагничивается исходя из существующей магнитной полярности, а затем, разрываясь примерно посередине, отодвигается новой порцией расплава. На основании времени инверсии и порядка чередования прямой и обратной намагниченности определяется возраст океанов и расшифровывается история их развития.

Полосовые магнитные аномалии океанического дна оказались наиболее удобной информацией для восстановления эпох полярности геомагнитного поля в геологическом прошлом. Но имеется еще очень важное направление изучения магматических пород. Основываясь на остаточной намагниченности древних пород, удается определить направление палеомеридианов, а следовательно, и координаты Северного и Южного полюсов в ту или иную геологическую эпоху.

Первые определения положения древних полюсов показали, что чем древнее исследуемая эпоха, тем сильнее отличается местонахождение магнитного полюса от современного. Однако главное заключается в том, что координаты полюсов, определенные по одновозрастным горным породам, для каждого в отдельности континента одинаковые, а для разных континентов имеют расхождение, которое увеличивается по мере углубления в далекое прошлое.

Одним из феноменов палеомагнитных исследований была несовместимость положения магнитных древних и современных полюсов. При попытке совместить их каждый раз требовалось передвигать континенты. Примечательно, что при совмещении позднепалеозойских и раннемезозойских магнитных полюсов с современными континенты сдвигались в единый огромный материк, очень похожий на Пангею.

Столь ошеломляющие результаты палеомагнитных исследований способствовали возвращению к гипотезе о дрейфе материков со стороны широких научных кругов. Английский геофизик Е. Буллард и его коллеги решили проверить исходную предпосылку дрейфа материков — сходство контуров материковых глыб, разобщенных в настоящее время Атлантическим океаном. Совмещение проводилось с помощью электронно-вычислительных машин, но уже не по контуру береговых линий, как это делал А. Вегенер, а по изобате 1800 м, которая проходит примерно посередине континентального склона. Контуры материков, расположенные по обоим краям Атлантики, на значительном протяжении совпали.

ТЕКТОНИКА ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ

Открытия первичной намагниченности, полюсов магнитных аномалий с переменным знаком, симметричных осям срединно-океанических хребтов, изменение положения магнитных полюсов со временем и целый ряд других открытий привели к возрождению гипотезы дрейфа материков.

Представление о расширении дна океанов от осей срединно-океанических хребтов к периферии получило многократное подтверждение, особенно после глубоководного бурения. Большой вклад в развитие идей мобилизма (дрейфа материков) внесли сейсмологи. Их исследования позволили уточнить картину распределения зон сейсмической активности на земной поверхности. Оказалось, что эти зоны довольно узкие, но протяженные. Они приурочены к окраинам материков, островным дугам, а также к срединно-океаническим хребтам.

Возрожденная гипотеза дрейфа материков получила название тектоники литосферных плит. Эти плиты медленно перемещаются по поверхности нашей планеты. Их толщина иногда достигает 100—120 км, но чаще составляет 80—90 км. Литосферных плит на Земле немного (рис. 1) — восемь крупных и около полутора десятков мелких. Последние часто называют микроплитами. Две крупные плиты расположены в пределах Тихого океана и представлены тонкой и легко проницаемой океанической корой. Антарктическая, Индо-Австралийская, Африканская, Северо-Американская, Южно-Американская и Евразийская литосферные плиты обладают корой континентального типа. Они имеют различные края (границы). В тех случаях, когда плиты расходятся, их края называют дивергентными. Поскольку они расходятся, в образующуюся трещину (рифтовую зону) поступает мантийное вещество. Оно застывает на поверхности дна и наращивает океаническую кору. Новые порции мантийного вещества расширяют рифтовую зону, что заставляет двигаться литосферные плиты. На месте их раздвига образуется океан, размеры которого все время увеличиваются. Этот тип границ фиксируется современными океаническими рифтовыми трещинами вдоль осей срединно-океанических хребтов.

Современные литосферные плиты Земли и направление их движения.

Рис. 1. Современные литосферные плиты Земли и направление их движения.

1 — оси раздвижения и разломы; 2 — планетарные пояса сжатия; 3 — конвергентные границы плит; 4 — современные континенты

Когда литосферные плиты сходятся, их границы носят название конвергентных. В зоне сближения происходят сложные процессы. Можно выделить два главных. В случае, когда океаническая плита сталкивается с другой океанической или континентальной, она погружается в мантию. Процесс этот сопровождается короблением и разламыванием. В зоне погружения возникают глубокофокусные землетрясения. Именно в этих местах располагаются зоны Заварицкого — Беньоффа.

Океаническая плита поступает в мантию и там частично переплавляется. При этом наиболее легкие ее компоненты, расплавляясь, вновь поднимаются на поверхность в виде вулканических извержений. Именно такую природу имеет Тихоокеанское огненное кольцо. Тяжелые компоненты медленно погружаются в мантию и могут опускаться вплоть до границ ядра.

В случае, когда сталкиваются две континентальные литосферные плиты, возникает эффект типа торошения.

Его мы многократно наблюдаем во время ледохода, при этом льдины сталкиваются и раздрабливаются, надвигаясь друг на  друга. Земная кора континентов значительно легче, чем мантия, поэтому плиты не погружаются в мантию. При столкновении они сжимаются и на их краях возникают крупные горные сооружения.

Многочисленные  и многолетние наблюдения позволили геофизикам установить средние скорости перемещения литосферных плит. В пределах Альпийско-Гималайского пояса сжатия, который образовался в результате столкновения Африканской и Индостанской плит с Евразийскои, скорости сближения составляют от 0,5 см/год в районе Гибралтара до 6 см/год в районах Памира и Гималаев.

В настоящее время Европа «отплывает» от Северной Америки со скоростью до 5 см/год. Однако Австралия «уходит» от Антарктиды с максимальной скоростью — в среднем 14 см/год.

Наиболее высокими скоростями перемещения обладают океанические литосферные плиты — их скорость в 3—7 раз выше скорости континентальных литосферных плит. Самой «быстрой» является Тихоокеанская плита, а самой «медленной» — Евразийская.

МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ

Сложно вообразить, что обширные и массивные материки могут медленно перемещаться. Еще труднее ответить на вопрос, почему они перемещаются? Земная кора представляет охлажденную и полностью раскристаллизованную массу. Снизу она подстилается частично расплавленной астеносферой. Легко предположить, что литосферные плиты возникли при остывании частично расплавленного вещества астеносферы аналогично процессу образования льда в водоемах в зимний период. Однако разница заключается в том, что лед легче воды, а раскристаллизованные силикаты литосферы тяжелее своего расплава.

Каким же образом формируются океанические литосферные плиты?

В пространство между ними поднимается горячее и частично расплавленное вещество астеносферы, которое, попадая на поверхность океанического дна, охлаждается и, кристаллизуясь, превращается в породы литосферы (рис. 2). Образовавшиеся ранее участки литосферы как бы «промерзают» еще сильнее и раскалываются трещинами. Новая порция горячего вещества поступает в эти трещины и, застывая, увеличиваясь в объеме, раздвигает их. Процесс многократно повторяется.

Схема движения жестких литосферных плит

Рис. 2. Схема движения жестких литосферных плит (по Б. Айзексу и др.)

Породы литосферы тяжелее подстилающего горячего вещества астеносферы и, следовательно, чем она толще, тем глубже опускается, или проседает, в мантию. Почему же литосферные плиты, если они тяжелее вещества расплавленной мантии, не тонут в ней? Ответ довольно прост. Они не тонут потому, что к тяжелой мантийной части континентальных плит сверху «припаяна» легкая земная кора, выполняющая роль поплавка. Поэтому средняя плотность пород континентальных плит всегда меньше средней плотности горячего вещества мантии.

Океанические же плиты тяжелее мантии, и поэтому они рано или поздно погружаются в мантию и тонут под более легкими континентальными плитами.

Довольно длительное время океаническая литосфера, подобно гигантским «расплющенным блюдцам», удерживается на поверхности. В соответствии с законом Архимеда масса вытесненной из-под них астеносферы равна массе самих плит и заполняющих литосферные понижения воды. Возникает существующая длительное время плавучесть. Однако долго так продолжаться не может. Целостность «блюдца» временами нарушается в местах возникновения избыточных напряжений, причем они тем сильнее,чем глубже погружаются плиты в мантию, а следовательно, чем они древнее. Вероятно, в литосферных плитах, имевших возраст древнее 150 млн. лет, возникали напряжения, намного превышающие предел прочности самой литосферы, они раскалывались и погружались в горячую мантию.

ГЛОБАЛЬНЫЕ РЕКОНСТРУКЦИИ

На основании изучения остаточной намагниченности горных пород континентов и океанического дна устанавливаются положение полюсов и широтная зональность в геологическом прошлом. Палеошироты, как правило, не совпадают с современными географическими широтами, и эта разница все сильнее увеличивается по мере удаления от настоящего времени.

Совокупное использование геофизических (палеомагнитных и сейсмических), геологических, палеогеографических и палеоклиматических данных позволяет осуществить реконструкции положения материков и океанов для различных отрезков времени геологического прошлого. В этих исследованиях принимают участие многие специалисты: геологи, палеонтологи, палеоклиматологи, геофизики, а также специалисты по вычислительной технике, поскольку не сами расчеты векторов остаточной намагниченности, а интерпретация их немыслима без применения ЭВМ. Реконструкции осуществлялись независимо друг от друга советскими, канадскими и американскими учеными.

На протяжении почти всего палеозоя южные материки были объединены в единый огромный континент Гондвану. Нет никаких достоверных свидетельств существования в палеозое Южной Атлантики и Индийского океана.

В начале кембрийского периода, примерно 550 – 540 млн. лет назад, наиболее крупным материком являлась Гондвана. Ей противостояли в северном полушарии разобщенные материки (Северо-Американский, Восточно-Европейский и Сибирский), а также небольшое число микроконтинентов. Между Сибирским и Восточно-Европейским континентами, с одной стороны, и Гондваной, с другой, располагался Палеоазиатский океан, а между Северо-Американским  материком и Гондваной находился палео-Атлантический океан. Кроме них, в то далекое время существовало обширное океаническое пространство — аналог современного Тихого океана. Конец ордовика, около 450 — 480 млн. лет назад, характеризовался сближением континентов в северном полушарии. Их столкновения с островными дугами приводили к наращиванию окраинных частей Сибирской и Северо-Американской суши. Палеоазиатский и палео-Атлантический океаны начинают сокращаться в размерах. Через некоторое время на этом месте возникает новый океан — Палеотетис. Он занимал территорию современной Южной Монголии, Тянь-Шаня, Кавказа, Турции, Балкан. Новый водный бассейн возник и на месте современного Уральского хребта. Ширина Уральского океана превышала 1500 км. Согласно палеомагнитным определениям, Южный полюс в это время находился в северо-западной части Африки.

В первой половине девонского периода, 370 — 390 млн. лет назад, материки начинали объединяться: Северо-Американский с Западной Европой, в результате чего возник, правда не надолго, новый материк — Еврамерика. Современные горные сооружения Аппалачей и Скандинавии образовались за счет столкновения этих континентов. Палеотетис несколько сократился в размерах. На месте Уральского и Палеоазиатского океанов сохранялись небольшие реликтовые бассейны. Южный полюс находился в районе нынешней Аргентины.

Значительная часть Северной Америки располагалась в южном полушарии. В тропических и экваториальных широтах находились Сибирский, Китайский, Австралийский континенты и восточная часть Еврамерики.

Ранний карбон, примерно 320—340 млн. лет назад, характеризовался продолжающимся сближением континентов (рис. 3). В местах их столкновения возникли складчатые области и горные сооружения — Урал, Тянь-Шань, горные массивы Южной Монголии и Западного Китая, Салаир и др. Возникает новый океан Палеотетис II (Палеотетис второй генерации). Он отделял Китайский континент от Сибирского и Казахстанского.

Положение материков в раннем карбоне (340 млн. лет назад)

Рис.3. Положение материков в раннем карбоне (340 млн. лет назад)

В середине каменноугольного периода значительная часть Гондваны оказалась в полярном районе южного полушария, что привело к одному из величайших в истории Земли оледенений.

Поздний карбон — начало пермского периода 290 — 270 млн. лет назад, ознаменовался объединением материков в гигантскую континентальную глыбу — суперматерик Пангею (рис. 4). Он состоял из Гондваны на юге и Лавразии на севере. Лишь Китайский континент отделялся океаном Палеотетис II от Пангеи.

Положение материков в позднем карбоне и начале перми (290-270 млн. лет назад)

Рис.4. Положение материков в позднем карбоне и начале перми (290-270 млн. лет назад)

Во второй половине триасового периода, 200 — 220 млн. лет назад, хотя расположение континентов было примерно таким же, как и в конце палеозоя, тем не менее произошли изменения в очертаниях континентов и океанов (рис. 5). Китайский континент соединился с Евразией, прекратил существование Палеотетис II.

Положение материков в триасовом периоде (200 млн. лет назад)

Рис.5. Положение материков в триасовом периоде (200 млн. лет назад)

Однако почти одновременно возник и начал усиленно расширяться новый океанический бассейн — Тетис. Он отделил Гондвану от Евразии. Внутри его сохранились изолированные микроконтиненты — Индокитайский Иранский, Родопский, Закавказский и др.

Возникновение нового океана было обусловлено дальнейшим развитием литосферы — распадом Пангеи и разделением всех известных в настоящее время материков. В начале раскололась Лавразия — в районе со временного Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Затем отдельные ее части стали отодвигаться друг от друга и тем самым освободили место для Северной Атлантики.

Позднеюрская эпоха, около 140 — 160 млн. лет назад, — это время дробления Гондваны (рис. 6). На месте раскола возникли Атлантический океанический бассейн и срединно-океанические хребты. Продолжал развиваться океан Тетис, на севере которого располагалась система островных дуг. Они находились на месте современного Малого Кавказа, Эльбурса и гор Афганистана и отделяли от океана окраинные моря.

Положение материков в позднюрскую эпоху (140 млн. лет назад)

Рис.6. Положение материков в позднюрскую эпоху (140 млн. лет назад)

В течение позднеюрского и мелового времени осуществлялось перемещение континентов в широтном направлении. Возникли Лабрадорское море и Бискайский залив, Индостан и Мадагаскар отделились от Африки. Между Африкой и Мадагаскаром появился пролив. Длительное путешествие Индостанской плиты завершилось в конце палеогена столкновением с Азией. Здесь и образовались гигантские горные сооружения — Гималаи.

Океан Тетис начинал последовательно сокращаться и замыкаться, главным образом за счет сближения Африки и Евразии. На его северной окраине возникала цепь  вулканических  островных дуг. Аналогичный вулкапический пояс сформировался и на восточной окраине Азии. В конце мелового периода Северная Америка и Евразия соединились в районе Чукотки и Аляски.

В течение кайнозоя полностью замкнулся океан Тетис, реликтом которого сейчас является Средиземное море. Столкновение Африки с Европой привело к образованию Альпийско-Кавказской горной системы. Континенты начали постепенно сходиться в северном полушарии и  расходиться в стороны в южном, распадаясь на отдельные изолированные блоки и массивы.

Сравнивая положения континентов в отдельные геологические периоды, мы приходим к мысли, что в развитии Земли существовали крупные циклы, на протяжении которых материки то сходились воедино, то расходились в разные стороны. Продолжительность каждого такого цикла составляет не менее 600 млн. лет. Есть основания считать, что образование Пангеи и ее распад не были единичными моментами в истории нашей планеты. Подобный супергигантский материк возник и в глубокой древности примерно 1 млрд. лет назад.

ГЕОСИНКЛИНАЛИ — СКЛАДЧАТЫЕ ГОРНЫЕ СИСТЕМЫ

В горах мы восхищаемся открывающейся красочной панорамой, поражаемся безграничными созидательными и разрушительными силами природы. Величественно стоят седые горные вершины, огромные ледники языками спускаются в долины, в глубоких каньонах бурлят горные реки. Нас удивляют не только дикая красота горных областей, но и те факты, о которых мы слышим от геологов, а они утверждают, что на месте обширных горных сооружений в далеком прошлом находились необозримые морские просторы.

Когда Леонардо да Винчи обнаружил высоко в горах остатки раковин морских моллюсков, он сделал правильный вывод о существовании там в древности моря, но ему тогда мало кто поверил. Каким же образом в горах на высоте 2—3 тыс. м могло оказаться море? Не одно поколение ученых-естествоиспытателей приложило большие усилия для того, чтобы доказать вероятность такого, казалось бы, небывалого случая.

Великий итальянец был прав. Поверхность нашей планеты все время находится в движении — горизонтальном или вертикальном. При ее опускании неоднократно случались грандиозные трансгрессии, когда свыше 40% современной  поверхности суши покрывалось  морем. При восходящем движении земной коры высота материков увеличивалась и море отступало. Происходила так называемая  регрессия моря. Но каким же образом образовались  грандиозные горные сооружения и обширные горные массивы?

Длительное время в геологии господствовали идеи преобладании вертикальных движений. В связи с этим существовало мнение, что благодаря таким движениям и образовались горы. Большинство горных сооружений земного шара сосредоточено в определенных поясах протяженностью в тысячи километров и шриной в несколько десятков или даже первых сотен километров. Для них характерны интенсивная складчатость, проявления разнообразных разрывов, интрузий магматических пород, даек, секущих толщи осадочных и метаморфических пород. Непрерывное медленное воздымание, сопровождающееся эрозионными процессами, формируют рельеф горных сооружений.

Горные области Аппалачей, Кордильер, Урала, Алтая, Тянь-Шаня, Гиндукуша, Памира, Гималаев, Альп, Кавказа — это складчатые системы, которые образовать в различные периоды геологического прошлого в эпохи тектонической и магматической активности. Для этих горных систем типична огромная мощность накопившихся осадочных образований, часто превышающая 10 км, что в десятки раз больше мощности аналогичных пород в пределах равнинной, платформенной части.

Открытие необычайно мощных толщ осадочных пород, смятых в складки, пронизанных интрузиями и дайками магматических пород, к тому же имеющих большую протяженность при сравнительно небольшой ширине, привело к созданию в середине XIX в. геосинклинальной теории формирования гор. Протяженная область мощных осадочных толщ, со временем превращающаяся горную систему, получила название геосинклинали. В противоположность ей устойчивые участки земной коры большой мощностью осадочных пород называют платформами.

Почти все горные системы земного шара, обладающие складчатостью, разрывами и магматизмом, -это древние геосинклинали, расположенные на краях континентов. Несмотря на огромную мощность, абсолютное большинство осадков имеют мелководное происхождение. Нередко на поверхностях напластований встречаются отпечатки знаков ряби, остатки мелководных донных животных и даже трещины усыхания. Большая мощность отложений свидетельствует о значительном и при этом достаточно быстром погружении земной коры. Наряду с типично мелководными осадками встречаются и глубоководные (например, радиоляриты и тонкозернистые осадки со своебразной слоистостью и текстурами).

Геосинклинальные системы изучаются в течение целого столетия и благодаря трудам многих поколений ученых разработана, казалось бы, стройная система последовательности их возникновения и эволюции. Единственным необъяснимым фактом до сих пор остается отсутствие современного аналога геосинклинали. Что можно считать современной геосинклиналью? Окраинное море или весь океан?

Однако с развитием концепции тектоники литосферных плит геосинклинальная теория претерпела некоторые изменения и было найдено место геосинклинальных систем в периоды растяжения, перемещения и столкновения литоеферных плит.

Каким же образом происходило развитие складчатых систем? На тектонически активных окраинах континентов располагались протяженные области, испытывающие медленное погружение. В окраинных морях накапливались отложения мощностью от 6 до 20 км. Одновременно с ними здесь формировались вулканические образования в виде магматических интрузий, даек и лавовых покровов. Осадконакопление длилось десятки, а иногда даже и сотни миллионов лет.

Затем в орогенный этап происходили медленная деформация и преобразование геосинклинальной системы. Ее площадь сократилась, она как бы сплющилась. Возникли складки и разрывы, а также интрузии расплавленных магматических пород. В процессе деформации произошло смещение глубоководных и мелководных осадков и при высоких давлениях и температурах они подвергались метаморфизму.

В это время происходило воздымание, море полностью покидает территорию и образовались горные хребты массивы. Последующие процессы размыва горных пород, транспортировки и накопления обломочных осадков привели в конце концов к тому, что эти горы постепенно разрушались вплоть до отметок,близких к уровню моря. К такому же результату приводило и медленное погружение складчатых систем, находящихся на краях континентальной плиты.

В процессе формирования геосинклинальных систем принимают участие не только горизонтальные перемещения,  но и вертикальные, осуществляемые главным образом в результате медленного движения литосферных плит. В случае, когда одна плита погружалась под другую, мощные осадки геосинклиналей в пределах окраинных морей, островных дуг и глубоководных желобов подвергались активному воздействию высоких температур и давления. Области погружения плиты носят название зон субдукции. Здесь породы опускаются в мантию, расплавляются и перерабатываются. Для этой зоны характерны сильнейшие землетрясения и вулканизм.

Там, где давление и температура были не столь высоки, происходило смятие горных пород в систему складок, а в местах наибольшей твердости пород их сплошность нарушалась разрывами и перемещениями отдельных блоков.

В областях сближения, а затем сталкивания континентальных литосферных плит ширина геосинклинальнои системы сильно уменьшалась. Одни части ее опускались глубоко в мантию, а другие, наоборот, надвигались на ближайшую плиту. Выжатые из глубины и смятые в складки осадочные и метаморфические образования многократно наслаиваясь друг на друга в виде гигантских чешуи, и в конце концов возникли горные массивы. Например, Гималаи образовались в результате столкновения двух больших литосферных плит — Индостанской и Евроазиатской. Горные системы южной Европы и Северной Африки, Крым, Кавказ, горные области Турции, Иран, Афганистан в основном сформировались в результате столкновения Африканской и Евроазиатской плит. Аналогичным образом, но в более древнее время возникли Уральские горы, Кордильеры, Аппалачи и другие горные области.

ИСТОРИЯ СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ

Моря и океаны формировались длительное время, пока не приобрели современный вид. Из истории развития морских бассейнов особый интерес представляет эволюция Средиземного моря. Вокруг него возникли первые цивилизованные государства, а история народов, населявших его побережье, хорошо известна. Но нам придется начать свое описание за много миллионов лет до появления здесь первого человека.

В глубокой древности, почти 200 млн. лет назад, на месте современного Средиземного моря существовал широкий и глубокий океан Тетис, Африка от Европы в то время отстояла на несколько тысяч километров. В океане находились крупные и мелкие архипелаги островов. Эти всем хорошо известные области, в настоящее время расположенные в Южной Европе, на Ближнем и Среднем Востоке — Иран, Турция, Синайский полуостров, Родопский, Апулийский, Татрский массивы, Южная Испания, Калабрия, Мезета, Канарские острова, Корсика, Сардиния, находились далеко к югу от современного их местоположения.

В мезозое между Африкой и Северной Америкой возник разлом. Он отделил от Африки Родопо-Турецкий массив и Иран, и по нему внедрялась базальтовая магма, формировалась океаническая литосфера и происходило раздвижение земной коры, или спрединг. Океан Тетис располагался в тропической области Земли и простирался от современного Атлантического океана через Индийский (последний составлял его часть) до Тихого. Максимальной широты Тетис достиг примерно 100— 120 млн. лет назад, а затем началось его последовательное сокращение. Медленно Африканская литосферная плита сближалась с Евроазиатской. Около 50 — 60 млн. лет назад от Африки отделилась Индия и начала свой беспримерный дрейф к северу, пока не столкнулась с Евразией. Размеры океана Тетис постепенно сокращались. Всего 20 млн. лет назад на месте обширного океана остались окраинные моря — Средиземное, Черное и Каспийское, размеры которых, однако, намного превышали современные. Не менее масштабные события происходили в последующее время.

В начале 70-х годов нашего столетия в Средиземном море под слоем рыхлых осадков мощностью в несколько сот метров были обнаружены эвапориты — разнообразные каменные соли, гипсы и ангидриты. Они образовались путем усиленного испарения воды около 6 млн. лет назад. Но неужели Средиземное море могло высохнуть? Именно такая гипотеза была высказана и поддерживается многими геологами. Предполагается, что 6 млн. лет назад Гибралтарский пролив закрылся и примерно через тысячу лет Средиземное море превратилось в огромную котловину глубиной 2 — 3 км с мелкими пересыхающими солеными озерами. Дно моря покрывалось слоем затвердевшего доломитового ила, гипса и каменной соли.

Геологи установили, что Гибралтарский пролив периодически открывался и вода через него из Атлантического океана попадала на дно Средиземного моря. При открытии Гибралтара атлантические воды низвергались в виде водопада, который по крайней мере в 15 — 20 раз превышал расход крупнейшего водопада Виктория на р. Замбези в Африке (200 км3/год). Закрытие и открытие Гибралтара происходило не менее 11 раз, и это обеспечило накопление толщи эвапоритов мощностью около 2 км.

В периоды осушения Средиземного моря на крутых склонах его глубокой котловины стекавшие с суши реки прорезывали протяженные и глубокие каньоны. Один из таких каньонов обнаружен и прослежен на расстоянии около 250 км от современной дельты р. Рона по материковому склону. Он заполнен очень молодыми, плиоценовыми осадками. Другим примером такого каньона является подводное продолжение р. Нила в виде заполненного осадками каньона, прослеженного на расстоянии 1200 км от дельты.

Во время потери связи Средиземного моря с открытым океаном на его месте располагался своеобразный сильно опресненный бассейн, остатками которого в настоящее время являются Черное и Каспийское моря, этот пресноводный, а временами и засолоненный бассейн простирался от Центральной Европы до Урала и Аральского моря и назван Паратетисом.

Зная положение полюсов и скорости современного перемещения литосферных плит, скорости раздвижения и поглощения океанического дна, можно наметить путь движения континентов в будущем и представить их положение на какой-то отрезок времени.

Такой прогноз был сделан американскими геологами Р. Дитцем и Дж. Холденом. Через 50 млн. лет, по их предположениям, Атлантический и Индийский океаны разрастутся за счет Тихого, Африка сместится на север и благодаря этому постепенно ликвидируется Средиземное море. Гибралтарский пролив исчезнет, а «повернувшаяся» Испания закроет Бискайский залив. Африка будет расколота великими африканскими разломами и восточная ее часть сместится на северо-восток. Красное море настолько расширится, что отделит Синайский полуостров от Африки, Аравия переместится на северо-восток и закроет Персидский залив. Индия все сильнее будет надвигаться на Азию, а значит, Гималайские горы будут расти. Калифорния по разлому Сан-Андреас отделится от Северной Америки, и на этом месте начнет формироваться новый океанический бассейн. Значительные изменения произойдут в южном полушарии. Австралия пересечет экватор и придет в соприкосновение с Евразией. Этот прогноз требует значительного уточнения. Многое здесь еще остается дискуссионным и неясным.

Из книги «Современная геология». Н.А. Ясаманов. М. Недра. 1987 г.

Смотрите также на этом сайте книгу Н.А. Ясаманова "Популярная палеогеография" 1985 г.